Ave Maria...

Oct 11, 2008 16:09


На днях ходил на концерт органной музыки в Собор св. Петра (в 5 минутах хотьбы от Площади св. Штефана). Звуки органа анимируют храм, заставляя барочных ангелов летать, а Деву Марию нисходить из под купола к нам, слушателям! Эффект потрясающий. Слушая музыку, размышлял на тему, почему для нас так важен культ Пресвятой Девы, и насколько протестанты обеднили христианскую жизнь и культуру, убрав из неё образ Марии. Фактически, евангелики попытались убить, уничтожить, растоптать нашу эстетику: ведь если бы они победили, то у нас больше не было бы ни моцартовской Regina Caeli Laetare, ни Сикстинской Капеллы, а была бы безвкусная попса и голые стены их молельных домов.

Подумаем, кто такие Мария и святые? Это личности, в которых Бог проявился особым образом. Св. Августин писал, что Cristianus - alter Cristus, и чем ближе мы подходим к Богу, тем более мы уподобляемся Ему, достигая недвойственного единства с Ним, точно также, как дерево, попадая в огонь, загорается ,и приобретает свойства огня. И вот, уже дерево не отлично  от огня. Мария и святые настолько близко подошли к Богу, что стали не отличны от Него, стали Его проявлениями, в определённом смысле. Когда мы обращаемся к Марии или святым, то на самом деле мы обращаемся к Самому Богу, Который проявился через них для того, чтобы мы, будучи неспособными сразу погрузиться в океан Вечности, Знания и Блаженства, коим является Он Сам, смогли осознать Его постепенно, через такие проявления. Те, кто отвергает культ Марии и святых, лишают нас такой возможности, на самом деле работают против Высшей Реальности (хотя считают себя защитниками чистоты веры).



Из всех святых мы наиболее почитаем Марию, ведь, если прочие святые отражают многочисленные грани Божественного, то Пресвятая Дева отражает и воплощает самый важный аспект Божества: Божественное Материнство. Во всех традициях образ Бога как Матери играл важнейшую роль, а семитская патриархальная культура постепенно убила его (хотя в ней тоже была идея Святого Духа как Божественной Матери), но Божественная Мать, Mother Divine Джорджа Харрисона, нашла выход к людям, проявившись через/как Мариям из Назарета, и победила патриархализм во всём католическом и православном мире. Протестанты предъявляют к Марии разные претеннзии, например, они спрашивают, как Она может являться с Младенцем, если Иисус уже вырос и т.д. Ничего более тупого, абсурдного и идиотского, .чем этот аргумент и придумать невозможно. Он напрямую связан с их библейским буквализмом и отсутствием какой бы то ни было философской мысли. Разве Высшая Реальность, Господь Иисус Христос, ограничен какой-то одной формой? Разве Он не проявляется во многих формах в апокалиптических видениях св. Иоанна, не только как Младенец, но и как Лев, Всадник и т.д.? Ограничивать Бога в проявлениях - это оскорбление, претензия к Его всемогуществу...



Есть ещё один аспект (возможно, некоторые братья-католики и православные и не согласятся с ним, НО, он вполне научен). Если в дохристианских религиях боги были СИМВОЛАМИ различных аспектов Божественного, то в христианстве эти аспекты проявились в истории, в пространственно-временном контексте, и мы можем провести параллель от символа к истории, "от эстетики к мистике", как отмечал аббат Моншанен, день ухода которого мы отмечали вчера (10 октября). Можно сказать, что Божественная Мать дохристианских религий, символизировавшая Божественное Материнство, проявилась во всей полноте в Пресвятой Деве Марии, а в культурном смысле это выразилось в образных параллелях: так, ацтекская богиня Тонатцин ассоциируется с Пресвятой Девой Гвадалупской, индийская богиня Друга с Пресвятой Девой Милапорской, а славянская богиня Макошь с Пресвятой Богородицей русского православного фольклора. Культурная и мистическая преемственность налицо, и она должна сохраняться, не смотря на нападки антимарианских горе-богословов.

К сожалению, в последние годы мы наблюдаем развитие антимарианского тренда в католическом богословии: целый ряд богословов, пытаясь сделать реверанс в сторону евангельского протестантизма, пытаются показать, что культ Пресвятой Девы не так уж и важен для католиков, что он несёт некий дополнительный характер. Это откровенная ложь. Иисус и Мария неразлучны: они не представляют Собой два разных феномена, Они суть один феномен. Без Марии нет Иисуса, без Иисуса нет Марии. Тем не менее, эти люди блокируют промарианские постановления Святого Престола и пишут книги о том, что Мария - препятствие на пути христианского единства. Но единственное единство, в котором мы на самом деле нуждаемся - это единство с Высшей Реальностью, и Мария - это важный фактор на пути к этому единству. Диалог с протестантами должен строиться не на основе отвержения наших убеждений, тем более, что всё богатство нашего богословия не сравниться с их примитивным библейским буквализмом. Нам нечему у них учиться, ведь они - всего навсего усечённая форма католицизма вот и всё. Нам есть чему учиться у индусов и буддистов, суфиев и даосов, но никак не у евангеликов. Это ОНИ должны учиться у Церкви Христовой и Её святых. Кроме того, пусть Мария - препятствие на пути диалога с протестантами, зато Она - Мост для диалога с нехристианскими религиями, что для нас гораздо важнее: мусульмане почитают Её как святую пророчицу наравне с Исой (Иисусом), индусы как проявление Деви, некоторые буддисты как образ Тары и т.д. В Фатиму приезжает очень много индусов, а когда некоторые консерваторы попытались запретить им поклоняться там Марии, они сказали: "Божественная Мать не принадлежит никакой религии. Вы не имеете права запрещать нам приходить к Ней. Это НЕ святилище католиков, это святилище Пресвятой Девы Марии".

Поэтому снова и снова припадаем к этому Океану Нектара, Царице Вселенной, Соискупителльнице Мира нашей Преблагословенной Госпоже Пресвятой Деве Марии, повторяя

Ave Maria, Gratia Plena,
Dominus Tecum!
Benedicta Tu in Mulieribus,
Et Benedictus Fructus Ventris Tui, Jesus!
Sancta Maria, Mater Dei,
Ora pro Nobis
Nunc et in Ora Mortis Nostrae,
Amen...

Также, вместе с отцом Бедой Гриффитсом молимся Ей на всех языках мира:

Om Sri Matrenam Namah (О Мать, приветствуем Тебя)
Om Sri Maharajnai Namah (О Царица, приветствуем Тебя)
Om Bhaktigamyayi Namah (О Та, Которую можно завоевать лишь преданным служением, приветствуем Тебя)
Om Niranjanayi Namah (О Безупречная, приветствуем Тебя)
Om Sarvasaktimayi Namah (О Всемогущая, приветствуем Тебя)
Om Sarvesvarayi Namah! (О Госпожа Вселенной, привествуем Тебя)!

В заключение хотелось бы привести два высказывания отца Анри Лё Со о пресвятой Деве:

"Мария есть шакти (внутренняя энергия) Христа";
"Тайна Пресвятой Девы: шакти, в Которой  Вселенная зачинает Сына"!

философия

Previous post Next post
Up