С удовольствием читаю статьи американского публициста Роба Лоера (Rob Lauer) о Джозефе Смите, основателе движения "святых последних дней" (мормонов). Личность на самом деле загадочная: у меня нет сомнений, что Книга Мормона принадлежит его перу, а не является результатом поиска и перевода "золотых листов" с привлечением сверхъестественных сил, однако, значит ли это, что Джозеф был мошенником? Автор статей предлагает иную перспективу: Смит - талантливый писатель, философ-гуманист, отразивший в своих книгах и статьях собственные искания и прозрения.
В первой половине XIX века в Америке романы о первых поселенцах Нового Света (в том числе и древнего происхождения) были весьма популярны. В некотором смысле Смит создал точно такой же роман, создав вокруг него таинственную историю чтобы привлечь внимание слушателей. Если мы взглянем на биографию Джозефа, то не увидим в ней коварного махинатора, сознательно создавшего "финансовую пирамиду" или "тоталитарную секту": скорее, это история впечатлительного и романтичного подростка, воплотившего в реальность мечту и глубоко чувствовавшего свою ответственность за вверенных ему судьбой людей. Многие из его идей носили весьма прогрессивный характер для мысли того периода (хоть затем они и были доведены до абсурда последующими лидерами ЦИХСПД): так, он сомневается в
вечном проклятии неуверовавших (чтобы понять прогрессивность этой мысли для американских протестантов начала XIX века, попробуйте поговорить на эту тему, например, с русскими старообрядцами-изоляционистами: "Из полученных откровений ясно, что многие аспекты спасения человека были убраны из Библии, или утрачены во время её компилляции. Совершенно очевидно, что Бог награждает каждого в той мере, которая соответствует его делам во время земной жизни, так что термин "Небеса", описывающий вечный дом святых, должен подразумевать более, чем одно царство"); догадывается о
существовании бесконечных миров (галактик или вселенных), населённых разумными существами; о вечности и нетварности индивидуального разума/духа и материи (возвращаясь, таким образом, к великим прозрениям греческой и индийской мысли) и т.д. и т.п.
Все эти идеи Джозеф, точно так же, как и древние авторы, излагает языком мифа, мифа, популярного в его социо-культурном окружении, мифа о древних переселенцах, прибывших на Американский Континент в незапамятные времена, мифа о явлениях Иисуса Христа за пределами исторического ареала Его деятельности (что, кстати, было свойственно и позднесредневековым индийским авторам, описывавшим в Бхавишья Пуране встречу Иисуса с одним из кашмирских государей). В этом смысле, скорее, Книгу Мормона следует воспринимать как современный апокриф, нежели как подделку; если же создание этой книги - акт мошенничества, то и многие древние тексты (включая библейские) нам придётся воспринимать в том же ключе, ведь, зачастую, они были написаны авторами, априори знавшими, что описываемые ими "события" вымышлены, но используются они лишь как аллегории и притчи (вспомним, что средневековой индийской литературе вообще было свойственно приписывать авторство текстов древним мудрецам, а в агиографиях средневековых же святых нередки описания встреч последних с персонажами, умершими за сотни, а то и тысячи лет до их рождения).
На мой взгляд учение Джозефа Смита не является законченной, доведённой до совершенства философией (это сделали за него последующие мормонские лидеры, причём, судя по всему, неудачно). Скорее, оно есть сборник вопросов, вызовов, поставленных перед западной мыслью в целом, и христианством в частности, и попытка ответить на некоторые из них. Именно в этом ключе я бы понимал ключевой смитовский термин "restoration" ("восстановление"): указание таинственных персонажей, явившихся Джозефу в юности "не присоединяться ни к одной из церквей", я думаю, было подлинным опытом внутреннего протеста против некоторых доктрин конвенционального христианства (выраженного, опять таки, языком мифа), обрекавшего миллионы людей на вечное наказание, превращавшего Иисуса из Назарета из "Человека Любви" в грозного судью, а человека из "вечно сущего блаженного духа" в беспомощную жертву первородного греха и, главное, отказывавшего адепту в свободном поиске Истины. Restoration есть стремление к осознанию собственной божественности и к подлинной встрече с Высшей Тайной, открывшейся, в данном случае, через Иисуса из Назарета (но способной открыться и множеством других путей).
Джозеф Смит - скорее, не пророк-основатель секты, а прогрессивный мыслитель, создавший свою утопию, которая легла в основу вероучения целого ряда организаций (включая и LDS), точно также, как послание Самого Иисуса легло в основу вероучения многочисленных христианских церквей, но не исчерпывается ими.