Удасин Пантх: развеивая мифы...

May 04, 2014 17:14

Заметил, что в последнее время в сети стали появляться заметки об исследуемой мной школе Удасин Пантх, в которых явно (неясно, правда, намеренно или по-невежеству) искажается её история и философия. Решил, что в преддверии выхода серии научных статей об этой доселе неизучавшейся в России школы, а также первой книги гуру-удаси на русском языке (анонс будет размещён позднее), необходимо прояснить появившиеся вопросы. При этом хочу сказать, что конструктивное исследование индийских школ - это исследование, основанное не на догадках представителей конкурирующих школ, а на первоисточниках и/или работах серьёзных востоковедов с обязательными ссылками на оные. Именно этим принципом руководствуюсь и я, говоря об Удасин Пантх. Попытаюсь прокомментировать главные заблуждения о школе, которые я встретил в сети.

Заблуждение 1. Удасин Пантх был основан лишь в XVI веке гуру Нанаком (через его сына Шричанда) в целях распространения сикхизма (или Гуру Грантх Сахиб) путём инкультурации (принятия атрибутов индуистской религии).

Первоисточником сведений об Удасин Пантх является короткая поэма Удасиначарьи Шричандры Матра Шастра, написанная им в качестве манифеста школы уже в XVI веке. Удасиначарья Шричандра даже не упоминает, что его гуру был Нанак (но говорит о том, что тот был его отцом), напротив, он чётко указывает имя своего гуру уже в первых строках поэмы - Авинаши Муни, открыто говоря, что именно ЕГО миссию он пришёл исполнить (а не миссию гуру Нанака). Далее, он утверждает, что “путь гуру Авинаши есть путь Вед” (т.е. путь индуистский, а не сикхский). На протяжение всей поэмы Удасиначарья лишь однажды упоминает путь "гурмукхи", однако, подчёркивает его комплементарный характер по отношению к принципам джняны (т.е. веданты) и йоги.

Заблуждение 2. Удасин Пантх не имел чёткой индуистской сиддханты, поэтому, утратив связь с хальса-гуру, его ачарьи создали “принципиально новое универсалистское учение”.

Вновь это утверждение легко разбивается обращением к Матра Шастре, в которой Удасиначарья Шричандра демонстрирует чёткое основание своей веры и своей философской преемственности: “О садху, знайте, что Мой Гуру - Шрипада Авинаши Муни, Моя Веда - Самаведа, а Моя видья (знание) - нирвана видья, известная также как бхум видья.

Эту видью (удасиначару) Нарада Муни передал Санатан Кумару. Эта видья проявлена также в Чхандогья Упанишаде, являющейся частью Самаведы. Цель этой видьи - мокша (освобождение)”.

Повторю, что этот текст написан уже в XVI (а не в XIX) веке, и в нём чётко устанавливается примат Вед и веданты в мировоззрении автора.

Заблуждение 3. Универсализм (принятие прочих религий как путей к мокше) гуру-удаси - позднее (XIX века) изобретение, появившееся под влиянием западных миссионеров.

Из ранней истории удаси, подробно описанной современниками Удасиначарьи Шричандры видно, что  сам Удасиначарья принимал учеников-мусульман, признавая, что они также идут по истинному пути к мокше в рамках своей религии, и не принуждая их принимать индуизм. История его ближайшего ученика-мусульманина Бабы Хасана общеизвестна и упомянута в знаменитой Шричандраштаке, регулярно рецитируемой Бара Акхарой (крупнейшей акхарой Удасин Пантха). Также известно, что наставления Удасиначарьи получал император Хумаюн, а шейх Миянмир называл его “повелителем дервишей”. Авторитетные биографии других святых-удасинов (например, Бабы Бхуман Шаха, XVIII в., биография которого называется Ананда Дарпан) также подтверждают изначально универсалистский характер их наставлений (первыми учениками самого Бхуман Шаха была семья мусульман-суфиев, которым святой давал наставления, исходя исключительно из суфийского наследия). Никаких связей учителей Удасин Пантх с западными миссионерами не описывал ни один авторитетный биограф или серьёзный исследователь. Любая информация подобного характера - ни на чём не основанные домыслы.

В заключение хочу отметить, что, поскольку представляемые мной материалы об Удасин Пантх являются результатом моих собственных исследований и носят эксклюзивный характер, используя их, прошу ссылаться либо на мой блог, либо на мои опубликованные статьи по мере их появления в печати.

индуизм, философия

Previous post Next post
Up