Nov 12, 2011 01:18
Старенькая статья известного исследователя наследия Раманы Махарши Алана Джейкобса стала сегодня неожиданным ответом на мою заметку "Неоадвайта детокс", опубликованную здесь в ЖЖ. Я как буд то бы прочитал его мысли: статья, написанная в 2004 году для Mountain Path, полностью отражает моё собственное изложенное ранее видение.
После краткого введения и проведения параллелей с распространением раннего буддизма, Джейкобс задает вопрос: "Как дзен-буддизм в 1970-ые, сегодня адвайта стала доминирующей модой среди западных искателей. Почему так произошло?" Далее он говорит о крахе традиционных для запада религий (что, безусловно, верно) и естественному стремлению молодёжи (прежде всего) к новым неортодоксальным методам самореализации. Но далее возникает проблема: спрос на адвайту есть, но каково предложение? Кто пытается донести её истины и методы? И вот что, к сожалению, приходится констарировать:
"Эти учителя (неоадвайтисты), получив весьма сомнительное разрешение Харилала Пуньджи, были вынуждены приспосабливать учение к потребностям западной публики, привлечённой идеей так называемого "просветления"... Западные учителя адвайты - ни в коем случае не мудрецы. Накопленные ими васаны действуют со всей очевидностью, а их так называемое "просветление" - максимум, жалкие отблески Реальности".
Не менее верное замечание касается того, что, как правило, западные адвайтисты - это те же самые люди, которые интересуются популярной психологией, психотерапией и НЛП, принципы которых хоть и поверхностно схожи с адвайтическими, на самом деле направлены лишь на укрепление "я-сознания" пациента, а значит, в противоположную от освобождения (в ведантическом смысле) сторону: "Эти современные учителя зачастую адаптируют свои наставления к комфортной психотерапии, стремясь удовлетворить запросы эго аудитории".
Таким образом, неоадвайтисты "зарабатывают себе на жизнь, давая "наставления" аудитории, где бы она ни находилась. Они маргинализируют путь самоосознания или вовсе отказываются от него... [Сводя всю адвайту к заученной фразе] "всё едино", так что делай всё, что тебе угодно, они серьёзно искажают великие наставления Махарши..."
С другой стороны, как прекрасно отреагировал на вопрос о лжегуру и почему их столько много в современном мире, Шри Чандра Свами Удасин, "просто потому, что в мире много лжеучеников". Мошенники, прикрывающиеся экзотическими восточными терминами "адвайта", "нирвана" и именем Махарши, находят благодарную аудиторию в виде "дезориентированной материалистическим обществом молодёжи, нуждающейся в помощи психотерапевта... не знакомой ни с индуистскими писаниями, ни с наставлениями Махарши..." и пр. В общем-то, если проанализировать качественный состав аудитории неоадвайтистских гуру, так он и выглядит: это люди с серьёзными психологическими проблемами, которые не имеют никаких фундаментальных знаний в области веданты! Джейкобс как в воду глядит.
Чем всё это заканчивается? "Метафизические истины учения [адвайты] искажаются, а путь самоосознания маргинализируется". Похожие претензии к идеям западных неоадвайтистов предъявляет и Садху Ом в комментарии на Шри Аруначала Паньчаратнам, говоря, что их "упражнения" суть лишь психологические тренинги, "акты воображения", не имеющие ничего общего с упасаной адвайты.
Что же, западные (и русские) неоадвайтисты постоянно ссылаются на Шри Раману, но, похоже, работы наиболее близких и традиционно настроенных учеников Махарши выбивают последний камень из под их ног. Так что, может быть, стоит прекратить платить интересоваться всем подряд, впариваемым под лейблом "адвайта" и платить деньги мошенникам за их бесполезные семинары и тренинги, и, наконец, последовать советам действительно опытных и традиционных носителей традиции?
"Берегитесь тех, кто берёт деньги за наставления и торгует истиной, называя себя учителями: все они суть обманщики!" (тамильский святой Валлалар, Ozhivil Odukkam).
Философия