May 01, 2011 20:21
В преддверии дня рождения Принцессы Ситы (в этом году он приходится на 12 мая) зяглянул в "Сита Упанишаду" в поисках нужной цитаты и задумался вот над чем: похоже, образ Божественной Четы, воплотившейся среди нас, является таки развитием более древнего культа Солнца и Земли. То, что Вишну в Ведах предстаёт преимущественно как солярное Божество - ни для кого не секрет, и Принц Рама, несомненно, став частью цепи Его земных воплощений, принял на Себя целый ряд солярных качеств (Он - бриллиант солнечной династии (Икшваку-Куладхана); Его домашнее Божество (кула-дэвата) - Бог Солнца (Сурья); на Его шлеме - солнечный диск; перед решающим сражением с Раваной мудрец Агастья даёт Ему мантру "Адитья Хридайям", "Сердце Солнца" и т.д.). Более того, в рахасья грантхах ("тайных" Писаниях рамаитов) говорится, что земные родители Рамы (Дашаратха и Каушалья) в прошлой жизни были прародителем Кашьяпой и Его женой Адити, а ведь именно Они - Отец и Мать Бога Солнца Сурьи!).
Сита, в свою очередь, теснейшим образом связана с культом Богини Земли (даже само Её имя सीता переводится как "борозда", потому что Её приёмный отец царь Джанака нашёл Её во время вспахивания поля плугом). В самом конце "Рамаяны" поэта Валмики, Сита просит Свою Мать-Землю принять Её назад в Своё лоно. "Сита Упанишада" (которая, кстати, является частью канона Муктика и, соответственно, признаётся в качестве богооткровенного Писания всеми хинду) ещё более недвусмысленно заявляет о том, что Сита - Сама Земля: "В соответствии с волей Господа [Рамы] Благая Богиня [Сита] принимает три формы ради сохранения мира..." (СУ, 16). Первые две формы - это, понятно, Шри и Хри, а вот третья форма - это Сама Бху Деви, планета Земля ("Богиня Бху - это Земля с морями и семью материками, она - основа и содержимое четырнадцати миров, бхурлоки и остальных..." (СУ, 17).
Таким образом, в Божественной Чете, Сите и Раме, мы видим, как минимум, три архетипических слоя: во-первых, Они суть земные Принцесса и Принц, Которые демонстрируют нам образец идеальной любви и супружества; во-вторых, Они суть земные отражения взаимоотношений Земли и Солнца (что выводит их культ далеко за пределы парадигмы "Рамаяны" в далёкие праведические времена); и, наконец, мы видим в Них Мать Природу и Всевышнего Бога. (Не могу не отметить, что солярность Вишну и Его аватар наводит на мысль о лунарности Шивы, вся атрибутика Которого весьма соответствует образу лунного Божества: может быть, не случайно "из тысяч имён Бога Шива выбрал имя Рамы и поместил Его в Своё сердце" - не потому ли, что Луна светит отражённым от Солнца светом?)
Самое интересное, что, похоже, пара христианских Божеств (Иисус и Мария) точно также являются продуктом развития солярно-земного культа: Иисус не только рождается в день празднования солярной литургии в Риме (25 декабря), но и именуется "Светом на Востоке", а вся христианская литургия практически полностью копирует дохристианский греко-персидский солярный канон (даже Таинство Причастия, скорее всего, заимствовано из мистерий Митры, также принципиально солярного Божества). Культ Девы Марии стал логическим продолжением культа Богини Матери, Богини Плодородия, Богини Земли (не случайно впервые титул "Матери Божьей" Она получила именно в Эфесе, центре культа Артемиды Эфесской. Зачем? Да просто для того, чтобы завлечь в христианство адептов этого культа!) На Руси вплоть до XIV (а в некоторых регионах и до XVI) века простые крестьяне видели в иконах Богородицы изображения древнерусской Богини Земли Макоши. А в Мексике индейцы до сих пор почитают Пресвятую Деву Марию Гваделупскую как Богиню Мать Тонатцин.
Такие вот размышления. Как бы то ни было:
उद्भवस्थितिसंहारकारिणीं क्लेशहारिणीम् ।
सर्वश्रेयस्करीं सीतां नतोऽहं रामवल्लभाम् ॥
"Я поклоняюсь Матери Сите, возлюбленной Супруге Шри Рамы, ответственной за творение, поддержание и разрушение Вселенной. Воистину, Она уничтожает все печали и дарует все благословения" (Госвами Тулсидас).
Философия