Jul 08, 2010 10:04
Гаудапада (учитель учителя великого Шанкары) сказал: "То, что нереально вначале и нереально в конце, не может быть реальным в середине". Поскольку материальный мир имеет начало и конец, то он нереален (что следует из вышеуказанной аксиомы).
Мы считаем, что сон нереален, исходя из того, что бодрствование реально, но если само бодроствование нереально, то какая же разница между бодрствованием и сном? Никакой, отвечает Гаудапада. Принципиально, относительно Абсолютной Перспективы, и то и другое одинаково нереально. Разница лишь в том, что мир - это коллективная иллюзия, а сон - индивидуальная иллюзия. Сон реален относительно сна (если я во во сне захочу пить, то вода из сна утолит мою жажду), бодрствование реально относительно бодрствования (если я в состоянии бодрствования захочу пить, то вода из мира утолит мою жажду), но они:
a) Нереальны относительно друг друга (вода мира не утолит жажду, испытываемую во сне, и, напротив, вода из сна, не утолит жажду, испытываемую во время бодрствования), причём реальностью "для нас" является лишь то состояние, которое мы испытываем в данный момент (если я сплю, то моя реальность - сон, а мир бодрствования нереален, если я бодрствую, то моя реальность - мир бодрствования, а мир сна нереален);
b) Оба равнонереальны относительно Абсолютной Перспективы (Атмана). Следовательно, между ними нет принципиальной разницы.
Гаудапада смело утверждает, что даже Бог (как Личность) не может считаться Реальностью в Абсолютном Смысле, ведь и Он изменчив (поощряет, наказывает, играет, любит).
философия