Лена bergberg (
http://bergberg.livejournal.com/) затеяла очень интересный и объемный проект Norwegian's heroes. Что,я считаю, достойно всякого уважения.С Лениного позволения я вношу свой вклад. Итак, встречайте...
Эдвард Хагеруп Григ (15.06.1843-4.09.1907)
Кто не слышал музыки Грига? Найдется ли такой человек? Вряд ли... Но я не музыковед, поэтому не возьмусь за анализ его творчества. А просто расскажу о его жизни.
Судьба Грига не была легкой, но я уверена, что в момент его рождения 15 июня 1843 года в небе Бергена сияла счастливая звезда. Эдварду повезло трижды.
Во-первых, он родился в музыкальной семье. Мать, Гесине Хагеруп, была талантливой пианисткой, единственной женщиной, обучавшейся в то время в консерватории в Гамбурге. Конечно, она сразу разглядела в сыне музыкальную одаренность и начала учить мальчика музыке, когда Эдварду было всего пять лет. Отец, Александр Григ, был не только удачливым бизнесменом и британским консулом в Бергене, но еще и большим любителем музыки, поддерживал бергенское музыкальное общество «Гармония». Итак, зерно таланта мальчика упало в благодатную почву. Родись Эдвард в семье фермера, играл бы всю жизнь на дудочке коровам и овечкам, и Норвегия никогда бы не узнала, что у нее был великий композитор-романтик.
Вот папа и мама: Гесине Хагеруп Григ и Александр Григ.
Кстати, фамилия Григ абсолютно не норвежская, в жилах композитора текла шотландская, датская и норвежская кровь. Прадед Эдварда эмигрировал в Норвегию из Шотландии. Он принадлежал к клану МакГрегоров, а король издал указ о смертной казни для всех членов этого клана, вот и пришлось прадеду изменить фамилию на Грег (в последствии Григ) и отправиться на поиски покоя и воли в Берген. Именно от шотландского предка достались Эдварду огромные голубые глаза.
Во-вторых, Эдварду повезло при рождении еще и потому, что семья, в которой он появился на свет, была очень состоятельной. У родители были средства, чтобы отправить сына учиться заграницу, в Лейпциг. Обучаться музыке на серьезном уровне в Норвегии тогда было невозможно, только заграницей. Очень и очень немногие норвежцы могли себе это позволить во второй половине 19 века. Григи смогли.
И в-третьих, если бы Эдвард был первым сыном в семье, ему пришлось бы наследовать отцовский бизнес и должность, заниматься торговлей сушеной треской и лобстерами, а музицировать только на семейных музыкальных вечерах. Но у него был старший брат Юн, тоже талантливый музыкант, отучившийся два года в лейпцигской консерватории, но «изъятый» оттуда родителями, ибо именно он должен был принять на себя управление отцовским бизнесом. А младшенький Эдвард мог целиком посвятить себя музыке. В семье было еще три дочери, ни одна из сестер Григ так и не вышла замуж и не оставила потомства. У Юна было 13 детей, 9 из которых выжили, а их потомки и по сей день живут в Бергене и не только в нем.
Вот они-два брата Юн и Эдвард Григ. Юну 20 лет, Эдварду 17.
Рост Эдварда Грига был всего 152 см. Переболев очень тяжелой формой плеврита в 16 лет, парень едва не умер, а рост остановился. Левое легкое перестало функционировать, и Эдвард жил до самой смерти с одним действующим правым легким.
Oн начал сочинять музыку, когда ему было 12 лет. Несмотря на всеобщую любовь к музыке в семье, сочинительским экзерсисам мальчика не придавали серьезного значения. Чем бы дитя не тешилось... И тут на арену судьбы Эдварда Грига вышел норвежский скрипач-виртуоз Уле Булль. Эта личность заслуживает отдельного рассказа. И сейчас не о нем. Отмечу только, что авторитет Уле Булля в норвежском ( и не только в норвежском) музыкальном мире был очень велик, и к нему прислушивались родители Эдварда. Уле Булль приехал с визитом к Григам, Эдварда конечно же попросили сыграть для великого скрипача. После того, как подросток дрожащими руками исполнил пару своих детских пьес,Уле Булль отозвал родителей в сторону, переговорил с ними и объявил Эдварду, что родители отправляют его в Лейпциг, чтобы он мог стать музыкантом.
Итак, Эдварду было всего 15 лет, когда он совершенно один отправился в консерваторию в Лейпциг. Выглядел он вот так.
Маленький, худенький, с наивными голубыми глазами и льняными кудрями мальчик из неизвестной в музыкальной среде страны, он поначалу не произвел никакого впечатления на преподавателей. Однако был чрезвычайно трудолюбив и несомненно талантлив и окончил консерваторию с отличными отметками.
И ступил двадцатилетний вьюнош на долгую и тернистую музыкальную дорогу. В это время настигла его большая любовь. Нина Хагеруп, двоюродная сестра, с которой они были знакомы еще в детстве, но не виделись более 10 лет, сразила парня в самое сердце. Она была мила и очень музыкальна. Что еще нужно начинающему 20-летнему
романтику?
Родители влюбленных были категорически против их брака: во-первых, из-за близкого родства, а во-вторых, потому что у Нины в семье было три девицы, которых нужно было очень удачно выдать замуж. Эдвард не представлял для матери Нины никакого интереса как достойный кандидат в мужья. Она говорила дочери: «За кого ты собралась замуж? Он-ничто, и пишет музыку, которую никто и никогда не будет слушать.» К счастью, она ошиблась в своих прогнозах. На помолвку Эдвард подарил Нине альбом «Мелодии сердца» из четырех лирических песен, написанных им на стихи Ханса Кристиана Андерсена. Гораздо лучше кольца с бриллиантом. Родители почти два года не давали разрешения на брак. А когда разрешение все же было получено, ни те ни другие родители не пришли на свадьбу. Брак Эдварда и Нины был сложным, они пережили страшную трагедию. Единственная дочь Александра умерла в возрасте 13 месяцев от менингита, и больше детей у них не случилось.
Нина держит на руках Александру. Фотография сделана в день крещения девочки.
Тем не менее нельзя сказать, что брак был несчастливым,они были не только супругами, но и коллегами. Нины обладала чудесным сопрано, и на концертах они выступали вместе, Нина исполняла лирические песни Грига. Нина пережила мужа на 28 лет, она умерла в возрасте 90 лет в 1935 году. Похоронены они вместе, урны с прахом покоятся в скале в Трольхаугене, их летней резиденции в Бергене.
За этой плитой урны с прахом. На плите надпись, стилизованная под руническое письмо: Эдвард и Нина Григ.
Последняя фотография Нины была сделана за год до смерти. Нина была необычной для своего времени дамой: коротко стригла волосы, курила сигары и не любила заниматься домашним хозяйством. Но какой взгляд!
По окончании консерватории Григ поставил перед собой цель: развитие национальной музыкальной культуры, как бы пафосно это сейчас не звучало. Задача была не из легких. В культурном плане Норвегия находилась на задворках Европы, вся скандинавская музыкальная и литературная жизнь была сосредоточена в Копенгагене и Стокгольме. Кристиания (Осло) похвастаться подобным не могла. Юный новоиспеченный композитор мечтает о создании в Кристиании музыкальной академии. Но не получает поддержки у местных музыкантов, и его проект проваливается. Обида осталась на всю жизнь.
Однако его композиторская карьера складывается весьма удачно. Концерт ля-минор, сочиненный в 1968 году, приносит Эдварду признание в музыкальных кругах, призведению дает высокую оценку Ференц Лист. За спиной Эдварда словно вырастают крылья. Он поверил в себя, теперь ему точно известно, что он-композитор, сочинитель, что это его стезя.
Эдварду 25 лет. Пришло признание, только что родилась дочь. Все хорошо.
Григ был удачлив в своей музыкальной карьере, его произведения имели успех, он получил признание при жизни, очень много концертировал и как исполнитель собственных произведений,и как дирижер оркестра и хора. А самое главное-исполнилась его мечта, мировая музыкальная общественность узнала, что у Норвегии есть своя самобытная музыкальная культура. Ему удалось вплетать в свои произведения элементы норвежской народной музыки. Вслушайтесь повнимательнее и услышите звон хрустальной воды фьордов, грохот горных обвалов, рокот сурового Северного моря, незатейливые песни хозяек, созывающих коровок вечером домой и лихой топот парней на деревенских танцах.
Григ пишет много небольших лирических пьес, отсылает ноты в издательство «Петерс» в Лейпциге, а там его пьесы расходятся как горячие пирожки. Издатель поднимает флаг на крыше каждый раз, когда к нему приходят ноты свеженькой пьесы Грига, и все молоденькие девушки Лейпцига уже в курсе, что можно прибегать в магазин за нотами.
Нет нужды перечислять список произведений Эдварда Грига, но без двух сюит «Пер Гюнт» просто никуда. Хенрик Ибсен, который был в то время директором театра в Кристиании, пишет драму «Пер Гюнт» для постановки на сцене и обращается к Григу с просьбой написать музыку к спектаклю. Пьеса очень неоднозначная, Григ пытается услышать в ней музыку, но долго не может нащупать верные интонации, однако вдохновение приходит к нему, и в 1874 году на свет является наверное самое известное произведение композитора. Спектакль прошел с ошеломляющим успехом, во многом благодаря музыкальному сопровождению, а Григ собрал все музыкальные иллюстрации к спектаклю в две сюиты, которыми сейчас и налаждается весь мир.
Григ играет, Ибсен слушает. Почтовая открытка 1905 г.
Диву даешься, читая список городов, в которых Григ давал концерты в течение одного сезона. Как он умудрялся это делать, передвигаясь только на лошадях? Как все успевал? У него было очень слабое здоровье, больное сердце, астма и гастрит. А он бывал способен дать столько концертов, сколько и не снилось нынешним звездулькам.И везде с полной отдачей, не позволяя себе послабления ни в чем.
Эдвард и Нина делают вид, что готовятся к концерту.
Отдельного рассказа заслуживает еще одно из лучших творений Эдварда Грига-бергенская летняя резиденция Трольхауген. Проект дома разрабытывал двоюродный брат Эдварда, архитектор Шак Булль, каждая деталь обсуждалась, в итоге на выходе получился дом мечты Грига. Но о нем отдельный рассказ, отмечу лишь, что вилла не похожа ни на один из домов в Норвегии, имеет свою собственную атмосферу, несмотря на скромность убранства и непритязательность интерьера. Кстати, если у Ибсена в доме были удобства, недоступные королю, то в доме Грига не было ни водопровода, ни электричества, ни телефона. Не из экономии, нет, а потому что хотелось тишины и уединения: электрические лампочки сильно жужжали, а телефон громко звонил. Да, и самые главные удобства были во дворе. Зато в доме были огромные окна и отличная акустика, на крыше маленькая терраса с садиком, а из окон открывается вид, описать который у меня не хватает слов.
Это сама вилла.
А это удобства во дворе
Фотография сделана в день 60-летия Грига. Бьорнсон первым приехал поздравить Грига. И это после ссоры, длившейся 16 лет. Григ намеренно стоит намного ближе к фотографу, дабы скрыть разницу в росте. На оригинале фотографии из-за угла дома выглядывали две женские фигуры: Нина Григ и Каролине Бьорнсон. Но их заретушировали, чтобы две любопытные женщины не отвлекали внимание от двух великих мужчин.
У Грига было много недоброжелателей и завистников, говорили, что он пишет музыку для кофеен, что его музыка умрет вместе с ним, а слава его скоротечна. Однако имен его критиков мы не знаем, а светлые песни Грига по-прежнему звучат, и популярность его в мире только растет.
Большим достоинством Эдварда Грига было еще и то, что он очень трезво оценивал свое место в музыкальной иерархии, не метил в гении и не пытался прыгнуть выше головы. Сравнивая музыку с архитектурой, он говорил: «Бах и Бетховен строили дворцы и соборы. А я строю дома для обычных людей, но я хочу, чтобы в этих домах люди жили счастливо».
Умер Григ внезапно в возрасте 64 лет 4 сентября 1907 года. Собирался отправиться на гастроли в Лидс, приехал переночевать в отель в Берген, ночью почувствовал себя плохо. Его срочно увезли в больницу, но принимать меры было поздно. Единственным свидетелем его смерти стала сидела сиделка, дежурившая ночью у постели. Он рассказывала, что в последнюю свою минуту Григ неожиданно сел в кровати, начал всматриваться в темноту, взмахнул руками, словно дирижируя невидимым оркестром. Затем откинулся на подушки и перестал дышать. На похороны Эдварда Грига пришло более 30 тысяч человек, цифра невероятная для того времени. Бергенцы всегда умели чтить своих героев.
За год до смерти
Liten mann, men stor person. Маленький мужчина, но большая личность. Так говорят о Григе норвежцы. Сам же он писал: "Неважно, какой ты музыкант, важно какой ты человек. Все искусство произрастает из человечности.» Ему удалось все: стать прекрасным композитором и остаться человеком.
UPD У Константина Паустовского есть чудный рассказ об Эдварде Григе "Корзина с еловыми шишками",если вы еще не читали, настоятельно рекомендую. Не пожалеете о потраченном на чтение времени. Вот ссыль
http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/korzina-s-elovymi-shishkami.htm