22 августа в эфир ТНТ выйдет новый, восьмой, сезон «Смеха без правил», в съёмках которого в очередной раз принимали участие самарские ребята - резиденты Comedy Club Samara Style. В Москву наша делегация отправилась вместе с группой поддержки в моём лице, поэтому самый подробный отчёт о том, как на самом деле проходят съёмки проекта, что нужно для того, чтобы рассмешить Турчинского и одолеть Павла Волю, а также руководство к действию начинающим юмористам читаем ниже.
Как попасть на «Смех без правил»
Стать участником проекта можно либо пройдя кастинг, либо по итогам работы в региональных представительствах Comedy Club. Для участия в кастинге достаточно отправить свой юмор в текстовом виде посредством Internet на суд московских редакторов, и, при благоприятном исходе, получить приглашение в столицу. Но нашим героям - Ивану Солдаткину, Николаю Гуслярову, Александру Апполонову и Денису Гущину - проходить кастинг уже нет необходимости - их в Москве хорошо знают по видео-отчётам с самарских comedy-вечеринок. Однако статус резидента не влияет на расстановку приоритетов. Новичкам везёт. Иногда.
Как дожить до съёмок
По итогам всей предварительной работы редакторов для участия в шести отборочных передачах (1/16 финала) было выбрано 72 творческих единицы, или юнита, как здесь принято говорить. Ребята со всех концов России и ближнего зарубежья разместились в стенах одного общежития и принялись сообща ждать первого рабочего дня. Ожидание, как водится, скрашивалось спиртосодержащими прохладительными напитками и историями из жизни, профессиональной и не очень. В целом, атмосфера царила непринуждённая, но не без осторожности к конкурентам. С утра все юниты отправились на площадку.
День первый. Редакторы.
Рабочей площадкой служит заброшенный завод по производству измерительных приборов «Колибр», который в данное время принадлежит группе компаний «Телемост» и используется для съёмок не только «Смеха без правил», но и таких передач как «Танцы без правил», «КВН. Вне игры», «Школа злословия», «Караоке со звёздами» и др. Пока не установлены декорации, в павильоне проводятся тренинги для юнитов на импровизационные конкурсы, руководит которыми, между прочим, выходец из самарского Comedy Дмитрий Скачков, участник «Убойной лиги» Смеха без правил в составе дуэта «Братья Карамазовы». Однако поддержки от него наши ребята не получили, зато испытали на себе всю тяжесть нарочито предвзятого отношения руководящих органов. Москва меняет людей.
Гораздо сильнее проходящих тренингов всех юнитов волновало то, что их ждало за закрытой дверью одного из рабочих кабинетов, где заседала группа редакторов передачи. Леонид Школьник, Павел Виноградов - выходцы из старого-доброго КВНа - и режиссёр проекта Алексей Френкель, - вот те люди, которые вправе «зарезать» или одобрить подготовленный участниками материал для «визиток», используемых в неимпровизационных конкурсах. Как правило, количество оставленного материала прямо пропорционально шансам юнита на длительное участие в проекте. Но недаром этот проект носит название «Смех без правил». Так что пока группа поддержки гуляла по Москве, самарские юниты «висели» в бесконечной очереди к редакторам. Очередь была живая, склонная к обмену опытом и оценке шансов на победу. Усталые, но довольные результатами, самарские делегаты поздно вернулись в общежитие.
День второй. Авторы.
Новый рабочий день строился по тому же принципу. Только теперь юниты занимали очередь к авторам проекта, которые должны были помочь «добить» одобренный материал, т.е. сделать его максимально смешным, или даже написать новый. Неожиданные «выверты», концовки и прочие фишки придумывали ветераны «Смеха» и участники «Убойки» - Евгений Медведь Машечкин, некто Родной из дуэта «Родной и Федяй», Ирка и др. Параллельно всё так же шли тренинги. Поздним вечером общежитие напоминало растревоженный муравейник. Изрядно подружившиеся юниты давали друг другу представления, устраивали импровизационные поединки и, что говорить, просто дурачились.
День третий. Тренинги.
На третий день все юниты с головой погрузились в работу на тренингах: вставали в круг и до изнеможения шутили, отрабатывая все возможные конкурсы. Кстати, успехи некоторых участников на тренингах не остаются без внимания редакторов и режиссёров программы. Этим можно заслужить своеобразный кредит доверия. Только оправдать его в эфире куда сложнее.
Апофеозом предсъёмочной подготовки служит объявление результатов работы редакторской группы - расстановка сил и распределение юнитов по «пулям»: в каждой из шести отборочных передач участвует 12 творческих единиц. Нашим ребятам - Александру Апполонову и Денису Гущину (новоиспечённый дуэт «Чернозём») - не повезло больше других: они попали в самую первую «пулю», да ещё вместе с явными любимчиками режиссёров. Да, и такое бывает.
Как заработать 100 тысяч рублей
Съёмки отборочных туров проходят в ускоренном режиме. Все шесть передач снимают в течении двух суток, по три передачи в день. Павильон за ночь готовят к эфиру: загоняют в него огромные грузовые машины, подвешивают к потолку на цепях старенький Кадиллак, а стены разрисовывают граффити. С утра на площадке царит суматоха - участники, волнуются, операторы настраиваются, массовка толпится, ведущие задерживаются, потом появляются, грим, свет, девочки танцуют, звук…. И приятный голос откуда-то сверху: «Уважаемые участники передачи, просим вас подготовиться к съёмке, начинаем через 5 минут». Выдох. Тишина. Паша Воля сосредоточенно и серьёзно обсуждает в микрофон рабочие моменты с режиссёрами. Зато Владимир Турчинский, видимо разогревая актёров массовых сцен, идёт в народ, шутит и сам смеётся своим шуткам. Как выяснилось, своим шуткам Динамит смеётся куда охотнее, чем шуткам участников. Такая работа. Члены жюри учатся дуть в специальные гудки, звук которых во многом судьбоносен для участников первого конкурса. На съёмках нет дублей. Всё общение и выступления проходят в режиме реального времени. Так что всё шоу действительно строится на импровизации. Участники показывают свои визитки, зал продолжительно смеётся или не менее продолжительно выдавливает из себя агрессивное «ууу» (для этого по павильону расставлены специальные заводилы), члены жюри реагируют в целом благодушно, только популярная телеведущая Ксения Бородина болезненно реагирует гудками на любое упоминание слова «женщина». Первый конкурс закончился, дуэт «Чернозём» из Самары проходит дальше в импровизационный конкурс «стоп-кадр». Надо признать, что «половинка» нашего дуэта Александр Апполонов выступил в этом конкурсе очень удачно, на зависть другим юнитам поставив Павла Волю в импровизационный тупик, однако ко всеобщему удивлению в следующий конкурсный тур прошли совсем другие участники… «Обиднее всего то, - делится Александр, - что при монтаже лучшие шутки могут вырезать, ведь дальше я не прошёл». На съёмки проектов ТНТ Александр Апполонов ездит, как на работу, - он уже четвёртый раз участвует в «Смехе» и является финалистом первого сезона «Танцев без правил». «Самое страшное - это оказаться на матах после первого конкурса. Это позор для признанного в своём регионе резидента Comedy Club со стажем» - рассказывает Александр. Надо сказать, на матах представители самарского Comedy разных сезонов проекта «Смех без правил»не оказывались ни разу.
Второй день съёмок оказался чуть более утешительным для самарской делегации. Дуэт «Они» в составе Николая Гуслярова и Ивана Солдаткина в честной борьбе покинули проект после третьего конкурса. О трудности задач, поставленных перед участниками проекта, красноречиво свидетельствовал тот факт, что член жюри Роман Трахтенберг, будучи вызванным на сцену в качестве говорящего примера участникам, с задачами этими справился только при помощи старого анекдота. Такая вот импровизация.
В 1/8 финала по итогам шести передач попали только 12 юнитов, 6 из них получили денежные призы в размере 100 тысяч рублей. Секрет успеха прост - надо суметь понравиться всем: авторам- написав качественный юмор, редакторам - сумев качественно его представить «на ногах», режиссёрам - зарекомендовав себя на тренингах, зрителю - преодолев свой страх и волнение, и, наконец…. просто относитесь ко всему с юмором.
Бастракова Ольга.