Когнитивная модель депрессии

Dec 23, 2011 02:25

Сохраню для себя. Полезно такое перечитывать)
Оригинал взят у utro_vecherв Когнитивная модель депрессии
В одном из предыдущих постов я начал раскрывать тему концептуализации каузальности депрессивного ряда, и обещал отдельным постом описать наиболее достоверную, как представляется на сегодняшний день, концептуализацию, а именно когнитивную.
Ну вот и время пришло.



Основным здесь является понятие когнитивной схемы, определим его: "Когнитивная схема - это обобщенная и стереотипизированная форма хранения прошлого опыта относительно строго определенной предметной области (знакомого объекта, известной ситуации, привычной последовательности событий и т.д.). Когнитивные схемы, таким образом, отвечают за прием, сбор и преобразование информации в соответствии с требованием воспроизведения устойчивых, нормальных, типичных характеристик происходящего". (Холодная М.А., "Психология интеллекта. Парадоксы исследования").

То есть: природа сделана нам удобно - когда мы видим, например, мобильный телефон, нам не приходится каждый раз заново соображать: "Ага... На планете Земля есть люди... люди могут разговаривать друг с другом... то есть я могу передать другому человеку свою мысль, создав с помощью языка, который у меня во рту, определенные звуковые колебания... и даже могу это сделать это на большом расстоянии... это можно сделать с помощью телефона... а вот эта прямоугольная штука, которая лежит передо мной, и есть мобильный телефон... и мне сейчас нужно нажать на один из этих прямоугольных квадратиков на этой штуке...", и так далее - при взгляде на мобильный телефон весь этот набор умозаключений сразу готовой пачкой всплывает у нас в голове.

Абсолютно то же самое происходит у нас в голове во всех случаях, когда мы сталкиваемся с чем-либо, нам уже знакомым по опыту: психика услужливо подсовывает нам уже готовый комплектец, который мы когда-то сформировали, впервые столкнувшись с явлением - бери, дорогой, пользуйся, не напрягайся без нужды! Sex, drugs, rock-n-roll. Пиво, водка, потанцуем. Букетик на свидание. Мерседес это круто. Все мужики козлы. Я не знаю, как починить стиральную машину. Даешь третий размер! Нельзя проспать на работу. Своя квартира это хорошо. И так далее и так далее - по любому поводу у нас в голове есть заранее готовая пачка мыслей.

И вот когнитивная модель депрессии утверждает, что для депрессивного человека характерно то, что у него в голове по поводу происходящего всплывают совершенно определенные, патологические наборы мыслей. Здоровые люди отличаются от больных депрессией тем, что у них в голове - другие мысли.

Какие именно мысли всплывают в голове у страдающего от депрессии?

Во-первых, это мысли о самом себе. Страдающий от депрессии человек считает себя плохим человеком, в первую очередь - ущербным в чем-то. То есть он убежден в том, что у него есть некие недостатки, которых нет, понятно, у других людей. Или есть, но у таких же ушлепков. Эти недостатки лишают его всего того, что приносит другим, достойным людям, радость и удовольствия. Достойные люди, конечно же, отвернулись или отвернутся от него. Ну и виноват в этом, конечно, он сам.

Во-вторых, это мысли о собственной текущей ситуации, ну и в целом жизни. Из разнообразных происходящих в жизни событий депрессивный человек выхватывает то, что подтверждает его убеждения относительно себя. То есть трудности, то есть проблемы, то есть неудачи, потери, угрозы, поражения. И мир, соответственно, видится депрессивному человеку суровым, страшным, предъявляющим к нему непомерные требования, этот мир занят тем, что чинит ему разнообразные препятствия на пути к цели. Понимаете... в жизни всегда происходит много чего - вон женщина злится, а вон ребенок смеется, вон самолет упал, а вон сосед бабушку словом "Здравствуйте" порадовал - депрессивный же человек именно выхватывает, как я написал выше, из этого многообразия только то, что происходит в мире плохое, то, что говорит о нем как о страшном, непомерном, неподъемном.

Ну и в-третьих - вытекающие из первых двух компонентов соображения о том, что впереди - полный пипец. И бесконечный пипец. Ну а чего еще ждать, когда ты сам ушлепок, а вокруг - страшный мир, предъявляющий к ушлепкам непомерные требования? Только вот этот пипец и ждать.

Вот такая вот картина мира у страдающего от депрессии человека. И все симптомы синдрома депрессии возникают в результате наличия такой вот устойчивой картины мира. Ну, например, возьмем физическую вялость: право слово, нафига ж тут шевелиться, когда впереди по-любому сплошной кердык?

Но возникает здоровый вопрос: ведь у всех у нас бывают минуты грусти и печали, когда мы кажемся себе маленькими и слабыми посреди окружающего нас великолепия? Ну, в смысле, если мы крышей не поехамши, у всех бывают. Почему же иные впадают в депрессию, а иные нет? В чем, так сказать, иммунитет?

Начнем объяснение этого вопроса с того, что такие вот представления о себе, о жизни и о своих перспективах складываются обычно в детстве, когда развитая способность поразмыслить над происходящим еще отсутствует. Когда человек взрослый, и его матушка огневалась и охаживает его по спине полотенцем, причитая о том, какая он скотина, он может меланхолически сообразить, поудобнее поворачиваясь, что матушка, видать, не в настроении сегодня что-то изволят пребывать. Когда же человек мал, он скорее сообразит просто: мама говорит, что я плохой, так, видно, так оно и есть, мама зря не скажет, мама знает. Вон как она задачки-то решает на сложение, а уж на вычитание так ваще!

Но так как психика ребенка обычно еще гибка, то со временем эти мысли сменяются мыслями о том, какой я молодец: никто не любит думать про себя плохо.
Но не рассасываются в никуда чудесным образом, а просто отправляются на склад. Ну, такие закрома нашей психики, в которых, как написано в начале текста, валяются готовые пачки мыслей по поводу того, что с нами бывало по жизни. Признанные психикой годными для какого-то случая. Ну, чтоб если наступит случай, сразу готовое и извлечь, а то мало ли, вдруг не успеет человек подумать, вдруг ему атомная бомба в голову летит и некогда ему.

И вот в один прекрасный момент у доселе бодрого человека эта старая хранящаяся в памяти схема может вдруг по какой-то причине активизироваться, выйти из латентного состояния. Ну например, по причине стресса.

И вот тут-то и наступает момент истины: развилка между депрессией и просто временным плохим настроением.

Все зависит от того, какую силу возьмет эта детская схема. Она может подержаться какое-то время и уйти. А может стать чрезвычайно активной, и тогда она начинает разрастаться как раковая опухоль в психике, искажая входящие события а то и допуская только те из них, которые подходят под эту схему, запускаясь на любые, даже и совершенно нерелевантные стимулы, и в конце концов может стать автономной, то есть функционирующей вообще вне какой-либо связи с тем, что происходит в реальности.
Ну то есть в переводе на язык попроще депрессивный человек плохо про себя думает даже если ему сказали, что он хороший и сиськи у него как раз любимого третьего размера. Потому что про размер он просто предпочел не услышать, причем натурально не услышать, без преувеличения - это прошло мимо его сознания. А про то, что ему сказали, что он хороший, так это врут из корыстных соображений, или не знают, или из вежливости, или глумятся. Более того: ему приходит в голову мысль, что он плохой, даже потому что погода в Твери испортилась: в некоторой связи это очень даже говорит о том, какой он скверный человек. Не может быть? Да легко: нормальные люди ездят на Мальдивы, а мне вот только в Тверь и светит, дурной головой под этот дождь. Одной. Всегда. Пока не умру. И то на приличные похороны денег не хватит, с такой-то зарплатой, которую только таким уебищам как я и дают. В отличие от тех достойных людей, которые поехали на Мальдивы.

А вот каким образом такие схемы становятся активными и разрастаются, каков, так сказать, механизм?

Выше было написано, что формируются такие наборы мыслей преимущественно в детстве. И обладают они, соответственно, качествами детского мышления.
Например, детское мышление одномерно и глобально в отличие от взрослого. Там, где взрослый подумает, что у меня маловато денег, но зато я умный и вон аж на два метра вверх могу подпрыгнуть, ребенок подумает "Я последний нищеброд!".
Например, детское мышление абсолютистское и морализирующее, а взрослый мыслит относительно и в здоровой степени безоценочно. Взрослый подумает "Я чаще испытываю страх, чем большинство моих знакомых", ребенок решит "Я презренный трус!".
Мышление взрослого вариативно, мышление ребенка вариантов не подразумевает: "случится случай, так будут и деньги" против "у меня никогда не будет денег".
Взрослый говорит о поведении, ребенок говорит о характере: "Я валяюсь на диване и читаю книжку" против "Я безвольный".
Ну и напоследок отец-основатель упоминает о том, что взрослый догоняет как-то, что любая ситуация может так или иначе измениться. Например, разлюбил мальчик? Ну так глядишь опять полюбит. Или другой кто-нибудь полюбит, мало ли. Для ребенка свойственно думать о ситуациях все больше как о необратимых.

Ну и там еще есть другие моменты, суть в том, что вот эти вот отличия в мышлении сведены отцом-основателем в простую схемку совершенно конкретных и понятных вещей, происходящих в психике. А именно, для страдающего от депрессии человека характерно постоянное осуществление шести когнитивных искажений. А именно:

Во-первых, человеку в депрессии свойственен дихотомизм мышления. Человек мыслит крайностями, делит все только лишь на две противоположные категории, на черное и белое, на хорошее и плохое, на добрых и злых, и так далее. Нюансы и полутона он отвергает: что значит, Вася опоздал всего лишь на пять минут? Все равно же опоздал! И никаких гвоздей! Что значит, что мне вчера было совсем грустно, а сегодня не так уж сильно грустно? У меня Печалька, и все тут!

Во-вторых, ему свойственно переоценивание или недооценивание значимости событий, причем осуществляет он это совершенно произвольно, то есть как вздумается. Он (она) преувеличивает, преуменьшает: разве это важно, что этот опоздун Вася всю неделю таскал мне цветы? Сегодня-то не принес? Значит, сволочь, ко мне плохо относится. И произвольность: почему же плохо относится-то? А потому что вот так!

В-третьих, имеет место быть персонализация, то есть то самое, о чем мы уже не один раз говорили: что едва ли не все, происходящее на белом свете, депрессивный человек способен связать с собственной личностью: Вася опаздывает и ко мне плохо относится, но это ж не просто так! А потому что у меня руки худые, а попа толстая! И вот в силу этих особенностей попы и рук не только Вася опаздывает, но и вот эта парочка, прошедшая сейчас мимо меня, улыбалась! Над моей попой смеются!

В-четвертых, очень любит такой человек могуче обобщить. Возьмет да и распространит свои выводы о Васе на вообще всех мужиков - с полпинка? А почему бы и нет? А можно и вообще на всех людей на белом свете. А если совсем уж размахнуться, так можно в этот список и птиц колибри занести - кто ж помешает, своя голова, дело хозяйское.

В-пятых, качественно развитый навык совершенно произвольно, руководствуясь исключительно собственномым вдохновением, выдергивать вещи из контекста. Например, муж прибивает полочку. И тут вдруг мужу на ногу падает молоток. И он в сердцах обругивается на жену: "Вот понабросает же молотков где ни попадя, дура невнимательная!". Если рассматривать ситуацию в контексте - понятно, что в целом он ее любит, сейчас ему больно, поэтому сорвал злость на первом подвернувшемся объекте, да и забудет об этом через пять минут. Самое время сказать с улыбкой: "Ну извини, дорогой, я не хотела, и вообще - сам ты дура невнимательная! Смотреть надо, куда ноги ставишь, а не под молоток совать". Депрессивная женщина выбросит нафиг весь контекст и будет сильно думать об утверждении мужа, что она дура.

И последнее - у депрессивного есть талант к совершенно произвольным умозаключениям. Вот это уж в точности как у Высоцкого: "Если я чего решил, то выпью обязательно!". То есть если у здорового человека из А следует Б, а Б следует из А, то у депрессивного человека Б следует из чего угодно. На улице дождь? Ну, значит, все, катаклизм приближается, и древние майя были правы: конец света не за горами.

Ну вот примерно так, если в общих чертах. Подытожим: нашей психике свойственно оперировать уже готовыми, сложившимися когда-то наборами мыслей, которые она предупредительно выдает ко всяким подходящим более-менее событиям. У многих из нас в психических закромах хранятся на всякий случай с детства наборы мыслей, согласно которым мы виноватые дураки, не справившиеся со сложной жизнью, и дальнейшая судьба у нас - такая же дурацкая, беспросветная. Время от времени эти комплекты мыслей всплывают в памяти по каким-либо случаям, поводам, и мы грустим. Обычно это спустя какое-то время проходит. Но иногда, у некоторых эти мысли, так выразиться, захватывают власть и начинают жить уже собственной практически жизнью, игнорируя происходящее вокруг и / или подчиняя его себе. Происходит это потому что взрослый человек, систематически допуская ошибки мышления, свойственные детям, теряет обратную связь с реальностью.

Всем хорошего.
Previous post Next post
Up