О знаках принадлежности, лояльности: "ты чьих будешь"?

Feb 26, 2018 21:27

Мысли вслух и вопрос читателям. В СССР, а потом и в РФ была традиция в кабинетах начальников разного уровня (и прочих присутственных местах) вешать портреты руководителей страны - сначала генсеков КПСС, а потом - Президентов РФ. При смене руководства соответственно и портреты менялись.

Что-то вспомнился старинный анекдот по теме.

В деревенскую лавку, в которой продавалось все-все от хомутов, вожжей, подков, топоров до тетрадок и портретов вождей, зашел дедок и спрашивает у продавца: "Мил человек, мне бы вожжей". Тот ему показывает на портреты: "Какой нужен?" А тот ответствует: "Да нет, мне надобно не тех вожжей которых вешать, а тех - которыми править".

Попытался было поискать информацию как с портретами вождей обстоит дело в других странах, но в основном попадаются примеры на митингах и демонстрациях.

Поэтому вынужден обратиться с просьбой к читателям поделиться своими наблюдениями о разных странах, желательно уточнять к какому времени относятся сведения. С большой степенью вероятности могу предположить что в Северной Корее портреты руководителя развешаны везде. Вполне возможно, что и в Таиланде за спинами чиновников есть портреты короля. А в Японии? Или там в Саудовской Аравии, Норвегии, США?

Вопрос этот возник не просто так, а при обсуждении версии об иконах в качестве знаков принадлежности, лояльности и в продолжение этой традиции - портреты королей-царей-императоров, генсеков-президентов.

Рассуждая в стиле статей раздела Музей техногенной магии, и особенно Как подкова приносила удачу, попробуем задаться вопросом: "Как на самом деле икона и крест могли спасти от нашествия всяких вооруженных людей и прочих подобных неприятностей?" Много ведь таких историй, когда навстречу вооруженным отрядам выходили ничем не вооруженные местные жители, неся перед собой икону и... враг уходил восвояси несолоно хлебавши. Чудо?

Или там на крестьянина-хрестьянина-христианина в чистом поле далече от родной деревни наскочили какие-то вороги с явным намерением в полон увести, а он не будь дураком и предъявил им крест нательный животворящий. И... снова отвело напасть. Чудо?

С точки зрения земледельцев - чудо, хотя им и объяснили что делать в таких ситуациях, но вовсе не удосужились объяснить как это работает.

Современным людям проще растолковать через "крышевание". Приходят к бизнесмену некие люди с предложением "защиты", а он говорит что у него уже есть. Тогда: "Под кем ходишь? Имя назови, имя..." Это если крышует "именная" банда, а если госструктура...

Ну так вот. Давным-давно если человек не мог доказать свою принадлежность к подконтрольному кем-то влиятельным социуму, то его свободно забирали как бесхозного. Впрочем, и это не всегда спасало, рекомендую почитать "Несчастные приключения Василия Баранщикова", который в период 1780-1787 гг. побывал в руках представителей разных религиозных конфессий и получил очень интересные клейма (татуировки) принадлежности.

Судя по устойчивости веры в крест спасительный, все-таки гораздо больше было случаев, когда предъявление нательного креста спасало от похищения, поскольку знак принадлежности имеется и связываться с могущественной церковной структурой себе дороже. Вспоминая откровения Василия Баранщикова, возникает устойчивое ощущение, что крест назывался нательным не потому, что он носился на веревочке под одеждой на теле, а был нательной татуировкой. Может быть поэтому и очень мало археологических находок "нательных крестов". Если крест на веревочке, то что мешает его просто выкинуть и сделать вид что такового знака и вовсе не было? А вот с татуировкой такой номер не пройдет.

Но основной вопрос все-таки не об отдельных крестьянах, а о целых общинах. Вынесение иконы навстречу банде лихоимцев - демонстрация "под кем ходим", "вот наша крыша".

Собственно, и икона в "красном угле" (то есть куда в первую очередь смотрят при входе), постоянно подсвечиваемая лампадой - та же самая демонстрация принадлежности к структуре и одновременно знак лояльности.

Не помню в какой временной период, но в Британии знаки крестов на дверях означали, что владельцы зданий освобождены от уплаты налога королю. Видимо потому, что они уже уплачивали налог церкви. Так сказать, знак для избежания двойного налогообложения. Деталей не помню, пишу по памяти.

Если традиция портретов развешивания реальных, живых президентов действительно ведет свое происхождение от демонстрации икон давно умерших уважаемых людей, то в переходном периоде должна быть веха, когда среди образов умерших появляются первые портреты живых.

ИМХО, такой вехой можно считать парсуны (персоны) 17-18 вв. и отдельные упоминания о том, как боролись в 18 веке с помещиками, которые ставили свои портреты в иконостасы и заставляли им поклоняться наравне с остальными святыми.

В тему полезная информация для посетителей православного храма: чтобы определить кому посвящен храм, надо встать перед центральной дверью ("царские врата") в иконостасе и прочитать какому святому посвящена вторая справа от "царских врат" икона. Это и есть храмовая икона местночтимого святого, куда вставляли свои персоны наглые помещики в 18 веке, типа "я храм построил, я же себя и увековечил".

Э-э-э, напоминаю свой вопрос о современных местночтимых святых портретах вождей ;)

Дополнения: 
Татуировки у заключенных с крестами, церквями, куполами и звездами
Как и откуда появилась христианская символика часть 1 часть 2

вопрос, религия

Up