Конская традиция и археология: от Европы до Аляски

Aug 03, 2015 16:55

Оригинал взят у tar_s в Конская традиция и археология: от Европы до Аляски

Под Новороссийском нашли древнее кладбище боевых коней скифов

Благородных животных рядом со своими хозяевами хоронили в полной боевой амуниции.


Фото: Наталья ФЕДОРЕНКО
На богато оформленных уздечках скакунов выгравированы причудливые узоры.
До недавнего времени изучать быт и уклад жизни селившихся на территории современной Кубани древних народов местные археологи могли только по курганным могильникам (в них погребали исключительно представителей знати) и остаткам поселений. Обнаруженный же недалеко от Новороссийска погост не похож ни на один ранее исследованный объект. Не исключено, что это первый найденный в России грунтовый могильник эпохи ранней бронзы (в нем, в отличие от курганов, хоронили рядовых воинов и земледельцев). Еще одним сюрпризом для ученых при раскопках доисторического кладбища стал целый табун лошадей. Скакуны пролежали в земле более четырех тысяч лет на глубине всего в один метр!

- Пока мы нашли останки 20 животных, - рассказал «Комсомолке» заведующий отделом археологии Новороссийского исторического музея-заповедника Александр Шишлов. - В соответствии с погребальным обрядом того времени, животных хоронили рядом с прахом их хозяев. От всадников, правда, ничего уже не осталось, а вот хорошо сохранившиеся останки коней представляют собой весьма любопытный объект для исследований.



Ученые не исключают - они наткнулись на грунтовый могильник - погост, где погребали простых воинов и землевладельцев Фото: Наталья ФЕДОРЕНКО

Забивали лошадей в полной боевой амуниции. Практически в неизменном виде до наших дней дошли бронзовые уздечки. Все они украшены богатым орнаментом с причудливыми узорами. Среди находок в обнаруженном чуть западнее в станице Натухаевской могильнике - сабли и наконечники стрел.

Информации о найденном в окрестностях города-героя захоронении эпохи ранней бронзы пока еще нет ни в одном справочнике. На уникальный памятник археологии исследователи наткнулись в районе прохождения ветки газопровода «Южный поток».

- Площадь могильника составляет около шести тысяч квадратных метров, - добавляет Александр. - Артефакты позволят еще лучше узнать о жизни наших с вами предков.

Источник
PS у каждого скифского кургана археологи находят захоронение коня вместе с конюхом. Это визитная карточка скифских погребений знатных князей.

Скифы, как мы узнаем из их собственного гордого и дерзкого ответа на язвительные замечания Дария, ценили места захоронений своих предков выше всего, поклоняясь им со страстью, которая, возможно, увеличивалась из-за отсутствия у них храмов и святых мест. Для них церемония захоронения была чрезвычайно таинственным и величественным ритуалом, но она также была и исключительно дорогим делом, учитывая не только физические затраты, материальные ресурсы и бытовые предметы, но прежде всего человеческую жизнь. Потери лошадей были особенно велики. Недавние открытия показывают, что от лошадей с дефектами ног иногда избавлялись в Венгрии, и часть тех, что были похоронены в алтайских могилах, страдала от таких же дефектов. Но много лошадей, найденных в Пазырыке, были в отличном состоянии в момент своей смерти. Что касается юга России, то данные по этому вопросу отсутствуют, но число лошадей, убитых во время похорон важных персон на Кубани, было огромным. Там цифры достигали десятков и сотен голов, а самая большая зарегистрированная цифра относится к захоронению в Ульском, где было похоронено около четырехсот лошадей.
...
В могиле также был найден большой бронзовый котел высотой три фута, по краю которого выстроились в ряд шесть великолепно выполненных козлов, которые служили его ручками. Здесь же находился и бронзовый котел меньших размеров, много мелких предметов из золота, большая, украшенная орнаментом золотая пластина, которая когда-то была сорвана с царского колчана, пять великолепных мечей и множество черепков изящной греческой керамики. Снаружи погребальной камеры, но в том же самом кургане, лежали десять лошадей в полной сбруе. Сбруя пяти лошадей была украшена золотом, а снаряжение остальных - серебром.



фрагменты конской упряжи и ритуальные предметы эпохи скифов



скиф на коне, Алтай



Отсюда



Половецкий всадник - фрагменты украшений и оружия, внизу реконструкция захоронения боевого коня
Из темы о конской упряжи

В 1927 г. Руденко и Грязное сумели осмотреть еще одну группу могил, во многом похожих на эту. Они были расположены в Шибе вблизи реки Урсуль. Самый большой из этих курганов напоминал пазырыкские захоронения. Он имел около 130 футов в диаметре, но опять высота каменной насыпи была всего лишь около 6 футов, а погребальная камера находилась приблизительно на глубине 21 фута. Это была могила старика. Его тело покоилось в деревянном гробу, рядом с которым лежало тело мальчика. В северной части могилы были помещены тела четырнадцати лошадей, но это захоронение было разграблено в древности, и в нем осталось мало ценного. В 1934 г. Киселев раскопал другой курган, принадлежавший к этой группе. Он хранил в себе тела старика монголоидного типа и женщины, обернутой в красный шелковый саван, отделанный золотыми бляшками. На ней была надета золотая диадема, а рядом с ней лежало зеркало и различные другие ценные предметы, которые имели сильное сходство с пазырыкскими находками. В 1950 г. было исследовано еще несколько захоронений, сильно напоминающих пазырыкские. Они находились в Басадаре, расположенном в этой же самой местности. В этом случае тело лежало в деревянном гробу, боковины которого были украшены резьбой, изображающей идущих в ряд слева направо четырех тигров. Они вновь появляются на крышке гроба вместе с двумя оленями, двумя кабанами и тремя горными козлами, переданными в более гибком стиле, чем те, что были найдены в Пазырыке. Шестнадцать лошадей были погребены в этой могиле, которая, несмотря на необычный вид гроба, вероятно, также принадлежала племени, схожему с тем, которое жило в Пазырыке.

Взнузданный и оседланный конь табунщика с чертомлыцкой вазы (IV в. до н.э.)

Чертомлыцкая ваза. Изображения стреноженной лошади. Ученые указывают на существование двух типов лошадей у скифов-саков: мелкие лошадки (130 см) - походу такая изображена на картинке, и вторая - верховые в основном яркорыжие (146-150 см).

Ульские курганы

Раскопки 1898-1909 годов проводились экспедицией археолога Н. И. Веселовского. При этом в самом крупном из Ульских курганов (№ 1) в 1898 г. обнаружены[2] : 1) богатое погребение вождя племени Майкопской культуры, 2) фрагменты глубокого килика работы мастеров группы Хаймон или тесно примыкающих к ней групп Ланкут или Линдос (первая половина V в. до н. э.), 3) закрытый сосуд (Hals-амфора) выполненный в манере мастера Антимена (конец VI в. до н. э.), 4) килика с росписью во фризе (начало V в. до н. э.); 5) фрагмент терракотовой статуэтки в виде богини на троне родосского типа (конец VI - начало V вв. до н. э.). В кургане № 2 был найден редкий для территории Сев. Причерноморья чернофигурный сифон.

В 1982-83 гг. кавказской археологической экспедицией Государственного музея Востока во главе с Лесковым А. М. в ульском кургане № 4 был обнаружен серебряный ритон. Передняя часть ритона завешается протомой мифического крылатого коня, по туловищу проходит рельефная золотая пластинка с изображением битвы греческих богов с исполинами.

В ходе раскопок 2007 г. В. Р. Эрлихом обнаружены: 1) меотское святилище; 2) оружие с золотыми и серебряными украшениями в зверином стиле; 3) конские захоронения (в самом большом кургане 410 костяков лошадей).

Самые древние находки - из кургана, раскопанного Н. И. Веселовским и относимые к Майкопской культуре, остальные датируются VI-V вв. до н. э. (эпоха раннего железа).
Погребения коней встречаются на всей территории Евразии, от Сев. Египта до Китая:

В Китае обнаружили старинную гробницу с лошадьми и колесницами.

Китайские археологи раскопали в провинции Хэнань трехтысячелетнюю гробницу с останками лошадей и колесниц, которые, по мнению экспертов, принадлежали старинной китайской династии Чжоу.


Археологи считают, что гробница датируется 770 годом до рождения Иисуса Христа, когда, как считали предки современных китайцев, богатые хозяева вместе с лошадьми переносились на своих колесницах к лучшей жизни.

Уникальность этой находки заключается не только в ее возрасте, и в том, что ее никто не видел в течение долгого периода, но и в том, что как пять деревянных колесниц, так и кости 12 коней неплохо сохранились до наших дней в гробнице династии Чжоу в городе Лоян, провинция Хэнань, Китай, благодаря утрамбовывавшемуся пеплу.

Археологи говорят, что это наиболее захватывающие и наиболее хорошо сохранившееся артефакты своей эпохи, которые свидетельствуют о развитии обработки бронзы и производства керамики во времена правления династии Чжоу.
Историкам было интересно обнаружить останки древнего оружия, украшения и посуду.

Хотя самым ценным открытием, безусловно, является полный набор колесниц и коней различных форм и размеров.

При этом любители животных могут вдохнуть по крайней мере с небольшим облегчением - археологи утверждают, что по тому, как лежат лошади, становится ясно, что животные были убиты перед погребением, то есть не были захоронены заживо.



Большая тема о конских захоронениях

Лошади обнаруживаются также и в Америке. Как они туда попали? Странный вопрос. Также, как и люди! По Беринговому мосту (перешейку Anian).



Первые люди обосновались на северо-восточной окраине Североамериканского континента в период между 22 и 16 тыс. лет назад. Новейшие генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что обитателям Аляски удалось проникнуть на юг и быстро заселить обе Америки около 15 тыс. лет назад, когда открылся проход в ледниковом щите, покрывавшем большую часть Северной Америки. Культура Кловис, внесшая заметный вклад в истребление американской мегафауны, зародилась около 13,1 тыс. лет назад, спустя почти два тысячелетия после заселения обеих Америк.

Как известно, первые люди проникли в Америку из Азии, воспользовавшись сухопутным мостом - Берингией, которая во времена оледенений соединяла Чукотку с Аляской. До недавнего времени считалось, что примерно 13,5 тыс. лет назад переселенцы впервые прошли по узкому коридору между ледниками в западной Канаде и очень быстро - всего за несколько веков - расселились по всему Новому Свету вплоть до южной оконечности Южной Америки. Вскоре они изобрели крайне эффективное охотничье оружие (культура Кловис; см. также Clovis culture) и перебили большую часть мегафауны (крупных животных) на обоих материках (см.: Массовое вымирание крупных животных в конце плейстоцена).

Однако новые факты, полученные генетиками и археологами, показывают, что в действительности история заселения Америки была несколько более сложной. Рассмотрению этих фактов посвящена обзорная статья американских антропологов, опубликованная в журнале Science.

Продолжение статьи



Кроме того, культ коня был распространен по всей Евразии. Например Стилизованные изображения коней служат охранными символами как в орнаменте, так и украшая навершия домов.




И какая же русская изба без конька? ;)





Северная изба

И завершу тему памятником литературы, дошедшим до нас через тысячелетия:

Пусть боевой конь принесёт нам прекрасных коров, прекрасных коней,
Детей мужского пола, а также богатство, кормящее всех!

Пусть Адити создаст нам безгрешность!

Пусть конь, сопровождаемый жертвенным возлиянием, добудет нам власть!
Ригведа

Описание ритуала Ашвамедха

Самый древний, подробно описанный ритуал жертвоприношения белого коня - это, пожалуй, ведическая Ашвамедха («Яджур-веда»). Коня вводили в магический круг, украшали и ублажали, затем отпускали на волю ровно на год, и никто не смел под страхом смертной казни остановить этого коня на его пути. Ровно через год коня закалывали всё в том же круге. Ритуал в целом довольно сложный, подробней о нём желающие могут прочитать в Википедии. В структуре обряда Ашвамедха ясно видны элементы космогонического характера - конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует\воспроизводит сам акт Творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев и иранцев, греков и славян, в Риме был схожий ритуал "октябрьского коня".

Ещё конь является воплощением бога Агни - бога Огня, посредника между двумя мирами, который сопровождает души умерших в поднебесье. В "Ригведе" само небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.
Ашвины ("обладающие конями" или "рожденные от коня") - божественные близнецы ведической мифологии, солярные божества. Они - "всезнающие", "божественные врачи" - помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, и ... возвращают жизнь умершим.

Большая тема, посвященная коням

лошади

Up