Кому он нужен, этот Псков?

Jun 09, 2015 13:20


В продолжение заметки Как городишки богатеют и как живут Новгород и Псков?, когда рассмотрение начиналось с расцвета "республик" на торговле мехами, воском и медом в эпоху водных путей сообщения, посмотрим чего достиг Псков к 20 веку.

На сайте РЖД читаем: "Из-за отсутствия удобных путей сообщения отдельные районы России были разобщены, что делало крайне неоднородным внутренний рынок. Продукты, доставлявшиеся в Петербург из «низовых губерний», даже после сооружения железной дороги между обеими столицами оставались в пути дольше, чем товары, отправленные из Европы в Китай. Водным путём товары из низовьев Волги в Петербург нередко шли более года.

Отсутствие удобных путей сообщения превращало перевозку товаров в трудное и дорогое дело. Доставка пуда угля из Англии в Петербург стоила 12 коп., а транспортировка грузов из внутренних районов в столицу обходилась: водою - до 20 коп., сухим путём - до 1 руб. за пуд. За перевозку четверти хлеба из Орловской губернии в Псковскую (600 вёрст) платили до 4 руб."

"Транспортную отсталость правительство пыталось смягчить развитием традиционных путей сообщения - водных и шоссейных, не требующих коренных преобразований хозяйства и системы общественного устройства." via


Вот оно как! То ганзейцы спасали Псков от голода, а тут аж из Орловской губернии возят за бешеные деньги.

Но все-таки Пскову повезло и снабжение слегка улучшилось когда через него провели вторую в Российской империи железную дорогу на Варшаву. А Новгород, хоть и великий, но обломился по полной: император Николай-1 выбрал трассу первой железной дороги Российской империи строго по прямой через Тверь на Москву без захода в Новгород, ибо нех, ничего полезного там нет, с чего бы еще крюк делать.

Псков в 18-19 веках via​ пояснения в квадратных скобках мои - Igor Grek:

"На протяжении 18-19 веков Псковская губерния развивалась как сугубо аграрная, с небольшим количеством городского населения. Некоторые изменения начали происходить уже в начале 20 века.

По данным Всероссийской переписи населения 1897 году, в губернии числилось 1 122 317 жителей, 93 % из которых проживали в деревне. В губернии в 1890 году имелось 45 льнотрепальных предприятий. Наличие льнообрабатывающих производств понятно: в «льняной» губернии они, естественно, должны были занимать одно из ведущих мест. Лён проходил в губернии лишь первичную обработку, а затем вывозился в другие губернии России или за границу. [в отличие от города Иваново-Вознесенска, быстренько созданного из бывших сел, в древнейшей Псковской губернии даже ткацких предприятий не было]

Одной из причин слабого развития промышленности в губернии являлось отсутствие ценных полезных ископаемых. [историки фантазируют о добыче тут железа из болотной руды, но свои железоделательные заводы из болотной руды Баташевы создали в Туле, Гусь-Железном но не в Псковской губернии] По этой причине металлообработка, например, была представлена главным образом кузницами. Довольно широко была представлена другая отрасль, связанная с переработкой сельскохозяйственного сырья, - кожевенная. Этому способствовали сравнительно высокое развитие в губернии скотоводства и гарантированный рынок сбыта изделий. Крупнейшим являлся кожевенный завод в Пскове, основанный в 1880 году. [если память не изменяет, этот крупнейший завод поначалу насчитывал 12 рабочих, как там со скотоводством в более древние времена?]

На отраслевой структуре промышленности сказывалось наличие лесных и других природных богатств. Деревообработка была представлена преимущественно лесопильными заводами, которые в большом количестве имелись во всех уездах. Наличие запасов глины обусловило существование кирпичных, черепичных, гончарных производств. Старейшим среди них являлся кирпичный завод «Луковка» близ Пскова, основанный еще в 30-х годах XIX века. [а раньше где кирпичи делали, во дворах на коленке?] В 90-е гг. он стал производить не только кирпич, но и легкую огнестойкую черепицу; в начале XX века по численности рабочих он был в этой отрасли крупнейшим - 115 человек.

Бурное железнодорожное строительство, развернувшееся на территории губернии во второй половине XIX - начале XX в., в значительно большей степени повлияло на развитие торговли, чем на промышленное развитие. Из губернии по железной дороге всё больше вывозилось льна и леса. Строительство железных дорог привело к появлению ряда новых станций и посёлков, значительно увеличилось число железнодорожников, которые становятся самой многочисленной группой рабочих в губернии. Так, в Пскове в начале XX в. их насчитывалось свыше 1 000, в Великих Луках вместе с Новосокольниками - около 4 000.

В аграрной Псковской губернии со слаборазвитой промышленностью, с немногочисленным рабочим классом до январских событий 1905 года почти не происходило забастовок, демонстраций или крупных антиправительственных выступлений. Правительство и местные власти считали губернию спокойной, не подверженной революционному брожению, а Псков играл «роль свалочного места при очистке Петербурга от политически неблагонадежных элементов». [проще говоря - был местом ссылки]

"Всего в 1914 году в губернии действовало 1 270 промышленных заведений, но около 1 000 из них были мелкими, насчитывающими менее 5 рабочих." конец цитирования

Вот и все наследство "республики", показательная картина, даже не хочется ехидничать как там повлияли жутко древние берестяные грамоты на грамотность населения, безрадостно читать выверты историков в попытке заполнить 1000 лет существования фрагментами "сгорел", "набег", "опустел", "восстановился".

Принципиальный вопрос: что мог предложить Псков с окружающими деревнями (93% сельского населения даже в конце 19 века) другим городам до строительства железных дорог? Глиняные свистульки? Лен, которого в средней полосе выращивали огромное количество? Ах да, они еще рыбу сушили - снетка. Но чтобы довезти сушеную рыбу в ту же Орловскую область - влетит в копеечку см. выше 4 рубля за четверть хлеба, т.е. 200 литров. Мешок сушеной рыбы - рупь только перевозка.

А перевозка пуда угля из Англии в Петербург стоила 12 коп., вот бы возить сушеную рыбу из Пскова в Англию по 12 копеек за пуд. Так ведь порта нормального нет, через Нарвские пороги надо таскать. Правда вопрос не только и не столько наличии хорошего порта, а будет нужен ли Англии сушеный псковский снеток?

Вот в отличие от Пскова в Вентспилсе и порт отличный и кильки навалом, только нужны ли Англии их шпроты? Рассмотрим историю Вентспилса, не забывая логистические уроки псковской истории.
первоисточник на сайте

железные дороги, Россия

Up