Тухлые "литографии Москвы по рисунку Кадоля"

May 18, 2015 22:11


На людей очень действуют картинки, приходится проверять перед употреблением, и вслед за фальшивыми гравюрами "очевидца  войны 1812 года Фабера дю Фора обнаружился очередной плодовитый фальсификатор теперь уже "древних" изображений Москвы - Огюст Кадоль, который скорее всего является псевдонимом настоящих фальсификаторов.

"Кадоль, Огюст - Жан - Баптист - Антуан (1782 - 1849) - французский художник, литограф. Биография Кадоля довольно авантюрна и вкратце сводится к следующему - во время войны 1812 года он попал в русский плен, бежал, а в 1819 году вернулся в Москву и за три года в 1820-х годах создал свои рисунки. Во время своего пребывания в Москве мастер создает работы, отразившие величие возрождающейся из пепла города. Все рисунки О. Кадоля литографировались в Париже и распространялись через магазины, торгующие эстампами, где можно было не только покупать, но и рассматривать литографии и гравюры, совершая «виртуальные» путешествия. Вернувшись в Париж, выпустил три серии литографированных видов Москвы и её окрестностей по своим великолепным рисункам (1825-1834),  Литографии печатались в течение года; кроме того, были раскрашенные от руки и покрытые лаком листы." via

Итак, исходя из этой легенды, Кадоль мог рисовать в Москве с натуры в период с 1819 по 1823 годы, в 1824 году в Париже он самолично готовил литографии по своим рисункам, а в 1825-1834 годах в Париже уже выходили альбомы.


Первые сомнения должны появиться у зрителей когда они видят на литографиях Кадоля застроенную чуть ли не до самого горизонта Москву. В 1812 году будто бы Москва полностью сгорела, а всего через 10 лет вжик - и готово, как будто ничего и не было:







А ничего что генеральный план строительства Москвы император Николай-1 утвердил только в 1817 году и до крайней даты пребывания Кадоля в Москве прошло всего 6 лет?

Пофигу. "Историческая достоверность и фотографическая точность" прямо-таки прут изо всех щелей:




Panorama de Moscou. Vues de Moscou, dessinées d'après nature et lithographiées par A.Cadolle. Париж, 1830-е гг. Издатель: Гоффруа Энгельманн.







О Кадоле пишут в высоком стиле: "Первая замкнутая (круговая) панорама была снята Огюстом Кадолем со Спасской башни и литографирована им же в 1830-х гг. Она отпечатана на двух листах. В первой половине XIX века панорамные виды ценились особенно высоко. Многие художники, путешествуя по Европе в поисках заработка и признания, по приезде в новое место создавали панораму этого города. Такие произведения показывали в специальных «кабинках». Cреди литографий знаменитая «Панорама Москвы от Императорского дворца в Кремле». Наблюдатель находится в центре изображаемой местности и для ее воспроизведения поворачивается по часовой стрелке на 360°.

Панорама Огюста Кадоля является исключительным по своей исторической ценности визуальным документом, на котором, как на ладони, представлена вся послепожарная Москва. Спустя 10-15 лет после катастрофы 1812 года город выглядит уже совершенно отстроенным. Восстановлена не только рядовая застройка, но и частично взорванный наполеоновскими варварами Кремль. "Пожар способствовал ей много украшенью"....

Действительно, после восстановления город скачкообразно перешел в новое качество. Центральные улицы получили сплошную каменную застройку по красным линиям и приняли вполне европейский вид. Только что закончены работы по взятию в трубу реки Неглинной - это было крупнейшее изменение природного ландшафта в центральной части города, определившее его современный облик. В то же время перед нами в значительной мере ещё старая, докапиталистическая Москва. Застройка более чем на 90% остаётся деревянной и носит преимущественно усадебный характер.

Таким город будет оставаться ещё несколько десятилетий, пока промышленная революция не приведёт к взрывному росту населения, а также интенсивной застройке исторического центра многоэтажными (по меркам того времени) домами. На литографиях О. Кадоля можно видеть памятники, относимые иностранцем и образованным русским человеком к специфическим и типично русским по стилистике. Это прежде всего Московский Кремль, столь не похожий на европейские крепости, и общий вид Москвы, застроенной также весьма непривычно для европейца." via

Посмотрим критически всего на несколько литографий Кадоля.

Показанные Петровская (Угрешская) и 2-я Безымянная башни на южной стене Кремля, которые будто бы были взорваны французами в 1812 году и восстанавливались под наблюдением архитектора О. Бове в 1819-1836 годах, выглядят глазами Кадоля якобы максимум в 1823 году совершенно целыми:




Следующая литография Кадоля, сделанная якобы по рисунку максимум 1823 года выглядит еще интереснее. Слева видна совершенно целая 1-я Безымянная башня, о которой на официальном сайте музея Кремля сказано: "Взорванная французами в 1812 году, она была восстановлена в 1816-1835 годах под наблюдением О.И.Бове." via То есть строительство закончили только через 13 лет после отъезда Кадоля из Москвы, а он уже все увидел, ясновидец этакий:




Следующая башня - Тайницкая и будто бы Кадоль в 1823 году видит у нее отводную стрельницу, которую построили только в 1862 году!

Информация с официального сайта музея-заповедника "Московский Кремль": "В 1770-1771 годах в связи с планами строительства Кремлевского дворца Тайницкая башня была разобрана, а в 1783 году восстановлена уже без отводной стрельницы. В 1812 году она пострадала от взрывов и в 1816-1818 годах вновь была восстановлена. В 1862 году востановили стрельницу в формах, стилизованных под XVII век. В 1930-1933 годах башня реставрировалась, причем была вновь разобрана стрельница, засыпан колодец и снаружи заложены проездные ворота." http://old.kreml.ru/ru/kremlin/towers/Taynitskaya/

Для сравнения Тайницкая башня с отводной стрельницей, фото Барщевского 1882-1896 гг.:




На другом изображении Кремля со стороны моста "сделанном по рисунку Кадоля в начале 1820-х и изданному в 1825-1830-х гг." тоже прекрасно видна отводная стрельница Тайницкой башни, пристроенная по проекту А.С. Кампиони в 1862 году:




После таких наглядных подтверждений того, что изображения Москвы Кадолем будто бы 1820-х годов реально отражают ее состояние как минимум после 1862 года,  остальные случаи "ясновидения" Кадоля даже не очень интересны.

На этой картинке Кадоля изображен Шереметевский странноприимный дом (сейчас там располагается НИИ скорой помощи им. Склифосовского, в просторечии "Склиф"), а перед ним круглый водоразборный фонтан:




В 1823 году, когда Кадоль покинул Москву и даже в 1825 когда он начал публиковать литографии, фонтана даже в проекте не было. 1826 году по указанию Николая I инженер Н. И. Яниш составил проект водопровода, а "Шереметевский" фонтан на Сухаревской площади был установлен перед зданием Шереметевского странноприимного дома в сентябре 1831 года. via

Видимо "московский Кадоль" продолжал пересылать рисунки "парижскому Кадолю", но как мы уже это установили, не ранее 1862 года :)) То, что Огюст - Жан - Баптист - Антуан Кадоль умер в 1849 году, вовсе не проблема, даже сейчас можно издать книгу 1835 годом, только чуть подороже выйдет.

Также Кадоль максимум в 1823 году успел запечатлеть будто бы построенные только в 1825 году Манеж и Большой театр и т.п. но это уже мелочи.

Главный вывод: марка "литография по рисунку Кадоля" - это верный признак фальшивки, отображающей состояние Москвы точно после 1862 года, но пытающейся создать впечатление что это будто бы 1820-е годы.

Разумеется, у кого-то возникнет вопрос разве можно судить обо всех литографиях Кадоля на основе нестыковок всего нескольких? Не только можно, но и нужно. Сколько требуется признаков фальшивой банкноты чтобы признать ее таковой? Тем, кому требуется много признаков, пусть принимают фальшивые. На здоровье.

Есть еще сравнение. Чтобы понять что яйцо тухлое, не надо его есть целиком. Да и откусывать не стоит, достаточно запаха тухлятины "литографии по рисунку Кадоля".

См. также:

Первые фотографии Москвы не ранее 1862 года?

Фабер дю Фор, лжесвидетель войны 1812 года

вернуться на индексную страницу "После войны 1812 года"

первоисточник на сайте, все исправления и дополнения только там

Москва, фейк, фото

Up