Конский облом кораблей Колумба

Feb 22, 2015 15:27


Можно ли было на кораблях Колумба физически перевезти лошадей и даже как утверждают коров? В фантазиях-то всё возможно, особенно если не вникать в детали, а просто смотреть на красивые современные картинки, на которых "Санта-Мария", "Пинта" и "Нинья" очень ничего так выглядят:





Мы же более склонны доверять современникам. Первое плавание Колумба датируется 1492 годом, поэтому очень интересна гравюра в книге 1493 года, выполненная сразу же после возвращения Колумба, на которой он одет на восточный манер турок-османов, арабов, татар и пр.  в халате, чалме и с бородой, а одномачтовый корабль напоминает то ли галеру, то ли галеас:




"Прибытие Колумба в Америку". Гравюра из книги: С.Columbus: De Insulis inventis (Базель, 1493)
вверху надпись Insula Hyspana - остров Испания
Эта гравюра мало кому известна, поэтому исследователи пишут:

"Знаменитые каравеллы Христофора Колумба скорее всего не каравеллы, а суда другого типа. Многочисленные изображения парусных кораблей Колумба, которые мы так часто видим на страницах книг, на открытках, значках, марках, очень неточны. И привычные названия кораблей Колумба: Санта-Мария, Нинья и Пинта - это скорее всего прозвища судов...

Ни одна техническая характеристика «каравелл» Христофора Колумба не может считаться достоверной.

Как предполагают исследователи, длина Санта-Марии составляла около 23 м, водоизмещение - около 130 т." via

Много это или мало? Можно ли перевезти лошадей и коров через океан на таком судне? В дальнейшем будут приведены доводы специалистов о невозможности перевозки лошадей через океан даже на гораздо более крупном судне - дромоне, поэтому начнем с его описания. Сведения с сайта "Военное кораблестроительство":

"Дромоны имели палубу и с каждого борта два ряда весел по высоте, в каждом ряду не менее 25 банок для гребцов; всего 100 гребцов.

Были и большие дромоны, имевшие 200 и, как исключение, 300 гребцов. На больших дромонах к моменту боя поднимали на тросах до половины высоты мачты деревянную платформу для стрелков, защищенную парапетом. Малые, более легкие, дромоны назывались Панфилами. Примерная длина 100-весельного дромона 43- 45 м.

Со времени развития турецкого галерного флота и завоевания Византии турками (1453 г.) дромоны исчезают, и основным военным кораблем средиземноморских стран остаются более подвижные галеры.




Рис. 43. Общий вид легкой венецианской галеры.

Эта галера длиною около 40 м, шириною 5,0-5,2 м и осадкой 1,75-1,9 м являлась удлиненным низкобортным судном с хорошими ходовыми качествами под веслами; в качестве вспомогательного средства для движения она носила косые (латинские) паруса на одной или двух мачтах.





Рис. 46. Венецианская галера XIV века и корабль Колумба XV века

Характеристики кораблей Колумба цитирую отсюда:

"Как предполагают исследователи, длина Санта-Марии составляла около 23 м, водоизмещение - около 130 т."

Санта-Мария. Главные размерения, м - 23,0 х 6,7 х 2,8; Валовая вместимость, per. т - 237; Экипаж, чел.- 90

Пинта. Главные размерения, м - 17,3 х 5,6 х 1,9; Валовая вместимость, per. т - 101,24; Экипаж, чел. - 40

Нинья. Главные размерения, м - 20,1 x 7,28 x 2,08; Валовая вместимость, per. т...... 167,4; Экипаж, чел.- 65"

Меньшие суда Колумба по длине и численности экипажа вполне сравнимы казацкими чайками 16-17 веков длиной около 18-20 метров и с экипажем 50-70 человек. Как это выглядело, можно посмотреть на примере современной исторической реконструкции "новоманерной" килевой чайки 18 века, построенной в 1990-1992 годах во Львове обществом «Кіш» чайке «Пресвята Покрова»:




Самый большой корабль Колумба - Санта Мария длиной 23 метра какой-то шпрот-недоросток по сравнению по сравнению с лёгкой венецианской галерой длиной 40 метров. На Санте Марии весь экипаж 90 человек, а в обычном дромоне одних только гребцов было 100 человек, но даже и в дромоне лошади нереальна.

Привожу выдержки из расчетов профессионала:

"Поместим типичного боевого коня Средних веков в типичный дромон,


Дромон эпохи Македонских императоров Византии (867-1081). Реконструкция Дж. Прайора.

не производя никаких изменений. Получится примерно такая картина:


Лошадь (15 хэндов) в стандартном дромоне (биреме) Византии эпохи Македонских императоров (по Дж.Прайору)

Невооруженным глазом видно, что высоте трюма не хватает 20-25 см для размещения коня, нижний ряд гребцов сидит слишком близко к лошадям, у конюха практически нет возможности доступа к ним. А если учесть, что к носу и корме расстояние между гребцами уменьшается, то становится понятным, что размещение лошадей там вообще невозможно.

Если посмотреть поперечный разрез такого судна по мидель-шпангоуту, то можно увидеть такую, примерно, картину:


Византийский дромон (хеландий) эпохи Македонских императоров, перестроенный для перевозки лошадей. (По Дж. Прайору)

Таким образом, перевозка лошадей морем требовала специального транспорта. Стандартные боевые корабли для этого не подходили. Кроме того, вряд ли даже модифицированные корабли позволяли осуществлять перевозку лошадей на дальние расстояния." см. Галеры для перевозки лошадей-4
Кроме того, возникают вопросы огромных запасов воды и корма, а также наличия в кормовой части судна специальных портов для погрузки-выгрузки лошадей. см. Галеры для перевозки лошадей-3
Так что на легендах будто бы Колумб привозил в Америку испанских лошадей и коров можно ставить жирный крест.  А вот из Америки лошадей возили, но гораздо позже когда были построены специализированные корабли: Конские широты - на пути из Америки в Европу

предыдущая заметка Испания - родина слонов

вернуться на индексную страницу "Лошади"



первоисточник на сайте может редактироваться

коровы, Испания, лошади, мореходство

Up