Ваучер - ключевое слово, которое ты должен знать, если едешь в Хорватию "дикарем". Официально Хорватия - полувизовое государство, въезд для граждан РФ безвизовый. Но. Это не значит, что ты долетел до границы, обезобразил паспорт вклеенной маркой - и пошел. Фактически, попасть в Хорватию не легче, чем во многие визовые страны. Временами на турфорумах всплывает информация о визах, которые то делает посольство (26 евро по простому факсу от принимающей стороны), то ставят непосредственно на границе (5 евро). Правда, последнее незамедлительно опровергается очевидцами (на глазах которых как раз развернули милую пару на границе без ваучера), и "местными", хорватскими русскими (в основном пиарящими в рунете свои апартаменты). По поводу первого ситуация просто льюискэрролловская: в посольстве на голубом глазу твердят, что виз не делают. При этом визы есть, туристические, сама видела у попутчиков. Мистика. Стивен Кинг.
Туристу же (не бизнесмену и не имеющему частного приглашения от родственников/друзей) необходимо иметь либо ваучер в составе тура, либо оригинал подтвержденной и оплаченной гостиничной брони (оригинал! который хорватская сторона - владелец отеля или апартаментов - должна выслать тебе по почте).
Ни один вариант не подходил, как противоречащий идее.
Идея была такая: прилететь в Загреб, осмотреться, взять машину и проехать по всей стране, в основном вдоль побережья, до Дубровника, останавливаясь и ночуя, где особо понравится. Т.е. - никаких привязок к месту, никаких броней, и, само собой, никакого тура.
Я уже поблагодарила пресс-атташе? Он дал контакт, с которым искомый ваучер был приобритен за символическую сумму.
Машина бронировалась в Sixt, по их адресу есть пару непечатного, очень сожалею, что не воспользовались более локальной и дешевой
http://www.mack-concord.hr/cars.htm. Ford Fiesta с полной страховкой обошлась в 320 с копейками евро (там, по поводу чего жалею - 275. Хны.)
Нас трое - мы с мужем и наш общий друг, само собой тоже географ Паша.
У нас 10 неполных дней, порядка 20 желаемых остановок и намеченный примерный маршрут
Загреб -
Поречь-Ровинь-Пула -
Брестова-о.Црес-о.Крк-о. Раб -
Плитвицы -
Задар (Затон бич) -
Шибеник-Крка водопады-Трогир-Сплит -
Макарска -
о.Хвар-о.Корчула -
Дубровник
(абзацы - ночевки).
Сразу скажу, что маршрут на практике - нереален. 9 дней - очень мало, мне сейчас кажется, что и двух недель было бы мало.
День 1.
Загреб.
Время - минус 2 часа от московского.
Деньги - куны, умножить на 5 = рубли, разделить на 7 = евро (примерно ). Менять выгоднее в крупных банках с забораживающими названиями: Загребачка банка, Привередна банка, etc.
Погода - +24, солнце, лето.
Первое впечатление от Загреба - разочарование. Город серенький, местные "ленивы и нелюбопытны", полный пофигизм - книент ты состоявшийся или потенциальный; сервис не на нуле, но в минусе (в недешевом винном ресторане Вoban, покорившем родным нащванием, официантка строго отчитывает Пашу, что тот слишком долго спрашивает ее по меню, а по заявленному на sixt.com и в нашей форме бронирования адресу sixtовского офиса не оказывается - одна табличка, надо тащиться на окраину); воскресенье - магазины, банки и музеи либо не работают, либо работали до часа дня; дорого (15-минутный автобус от аэропорта до автовокзала (колодвора, по-хорватски) = 25 кун, городской транспорт = 8 кун, 10 мин. на такси - 100 кун); ну и выбранные мной в спешке апартаменты (
http://www.vila-marija.info/cjenik_eng.htm, 72 евро на троих с завтраком), конечно, у черта на куличиках и оттуда 15 мин. пешком, а привлекший меня горячий бассейн ("included in price") - за дополнительную плату.... А может, мы просто устали от впечатлений и перелета, и хорошо, что фотоаппараты в спешке забыты в отеле - оказавшись в Загребе 10 дней спустя (т.е. фото и рассказ последуют в самом конце), я им вполне прониклась.
День 2.
С раннего утра выезжаем по направлению к Истрии и практически сразу сталкиваемся с чем-то, о чем нас не предупреждали. Платная автодорога. Практически любая многополосная хорошая ровная (без серпантинов) дорога - платная. Как и многие крупные мосты и тоннели. (Цены, для примера: 50 км. от Шибеника до Дугополья = 23 куны, мост, соединяющий о-в Крк с материком = 30 кун). Основная магистраль Загреб - Риека - Дубровник - очень хорошего качества. Скорости 180 км/ч не замечаю ни я, ни пассажиры.
В Карловац нас уговорил заехать Паша: в Карловаце в 1579 году была возведена первая "идеальная" ренессансная крепость в Европе в форме шестиконечной звезды, деньги на строительство которой дали многие европейские страны.
Хочется, конечно, скорее на море, но и завтрак в отеле на континентальный не тянул, поэтому решено совместить поиски идеальной крепости с перекусом. (Для перекусов в Хорватии на каждом углу существуют пекарни - Pekara - со свежей вкусной выпечкой, лучше всего, на мой вкус, слоеные пирожки - Strudle - с сыром, вишней, яблоком).
Карловац - красивый ухоженный, небедный (местный завод Хайнекен производит, как я понимаю, все хорватское пиво) городок.
Площадь перед городской ратушей (справа).
Розыски крепости затянулись и даже завели за черту города, на смотровую площадку.
.. в основном потому, что объяснить, чего мы хотим, не получалось даже при наличии русско-хорватского словаря.*
Прочесав Карловац раза три в разных направлениях, мы наконец встретили толкового дедушку, энергично указавшего нам направление - "Звьезда!". Пойдя, куда послали, мы действительно увидели звезду - все, что осталось от идеальной крепости
*многие хорваты говорят на итальянском, немецком, простейшем английском. Но русский понимают практически все, на третий день мы начали понимать хорватский, под конец - без особого напряга слушали новости по местному радио. (Забавно: там, где на русском радио представляют рекламный блок словом "Реклама", на хорватском скажут "Маркетинг").
Многие слова практически идентичны:
Добрый день - Добар дан
Спасибо - Хвала
Пожалуйста - Молим
Где находится - Где е?
Как дела? - Како е?
До свидания - Довидженья
Не понимаю - Нэ разумьем
Да/нет - да/нэ
Простите - опростите
Музей - музэй
Церковь - црква
Рыба - риба
Мясо - мэсо
Пиво - пиво
Банк - банка
Вода - вода
После Карловаца до намеченной Пулы - дорога потихоньку уходит в горы
... не серпантин, но порядком извилистая. Много тоннелей, из несколько нереально длинных (км. по 5). Риеку проехали мимо - в принципе, обычный портовый город, краны, корабли, маленький Новороссийск. Для стоянки на первые две ночи выбрали южную оконечность п-ова Истрия (км. 10 от Пулы) - по описаниям, там лучшие истринские пляжи.* "Полиглот" на эту тему особо хвалил Премантулу - спасибо ему за лишний сделанный крюк. Ни пляжа, ни моря вообще увидеть не довелось: все строения Премантулы стоят в 2-3 км. от береговой линии, ближе - только платный въезд на кемпинг FKK (нудистская территория). Развернулись и в близлежащем Медулине сняли скромный номер за 60 евро на троих с завтраком (я к чему пишу цены странно, но факт - от севера, Истрии, к югу, к Далмации, цены падают, при том, что качество услуг и заинтересованности в туристе повышается).
*Мне интересно, почему из рассказа в рассказ читаешь: "Пляжей в Хорватии нет", а есть только скалы с заходом в тапочках либо бетонные плиты? Возможно, в отелях так? Везде, за исключением центра Дубровника, нас встречали отличные песчаные или галечные пляжи, с хорошим заходом. А пресловутые тапочки для захода в воду, даже случая примерить не представилось).
День 3.
Медулин - тихая курортная деревушка, две дороги, одна црква.
Море необыкновенного цвета и чистоты, тихое, как озерцо - вокруг россыпаны островки, гасят волны. Пинии, вкусный воздух, белки.
После обеда - Ровинь. Город, понравившийся мне больше всех остальных в Хорватии. Уютный, цельный, очень яркий, хотя и ветхий, очень венецианский.
Как и набережную, узкие крутые улочки можно снимать бесконечно
В Ровине впервые обнаруживем приятную черту быстро становящегося на ноги хорватского туризма: в каждом мало-мальски значимом городе есть минимум один (чаще несколько) информационный центр для туристов (Info punkt), легко опознаваемый по единой вывеске - буква "i" на коричневом фоне, где бесплатно можно получить максимум необходимой толковой информации, плюс массу карт окрестностей, схем с проложенными маршрутами разной степени сложности, проспектов с описаниями.. Из одного узнаем, в частности, что до восемнадцатого века территория Ровиня была островом, отделенным проливом от материка. Но - развивающаяся Венецианская республика, Ровинь - ее неофициальная столица, важный гражданский и военный порт, население растет... В результате сформировалось две части города - островная и материковая, которые в 1763 г. воссоединили, засыпав канал. Меня впечатлило еще и то, что Ровинь не был единственным в такой практике, в Истрии есть и другие города с подобной историей.
На самой высокой точке застроенного Старым городом холма - базилика Св. Еуфимии, самая большая истринская церковь.
Панорамы сверху - дух захватывает.
Главная ровиньская площадь - Трг маршала Тито, рядом с портом.
Ворота в Старый город
Под башней с часами - ратуша времен Венецианской республики Серениссима. А на меня гораздо большее впечатление произвел человек, вдохновенно пылесосящий мощеные булыжником мостовые.
Дальше по городам фотографий будет меньше, мне просто Ровинь очень понравился
Интересно, зажигают они эти фонари или нет? Судя по их количеству, все-таки зажигают.
Действующий францисканский монастырь
Лео, ты в курсе? Крупная сеть магазинов, встречаются в каждом крупном городе (Ровинь - крупный город, население 12 тысяч).
Прощальный кадр
23 км. от Ровиня - развалины средневекового города Двиграда, прекратившего существование в 17 веке.
Масштаб впечатляет (фото, жаль, мелковаты), я пару раз заблудилась и потеряла своих; можно бродить часами.
Сквозь руины сильно вдалеке виден автомобильный мост через ущелье
Очень необычная останцовая скала
Вблизи
Вид на Двиград с соседнего холма
Время у вечеру, темнеет рано, около семи.
Я очень хочу увидеть Пулу ночью, с подсвеченной Ареной (так местные называют древнеримский Амфитеатр). Вот она: 1 в н. э., 133 метра на 105, вмещала 23 тысячи зрителей, второй крупнейший Колизей Империи
День 4.
Те же, там же
Как на Ровине - печать Венеции, так на Пуле - Римской Империи, при которой город был столицей Истрии.
Даже это средневековое здание, где сейчас находится городская администрация, возведено на фундаменте древнеримского храма Дианы.
Храм Ромы и Августа (1 век до н. э.)
Часовня Св. Марии Формозы.
Рядом с ней должна находиться "хорошо сохранившаяся римская мозаика" - хоть убейте, протоптали все, не нашли!..
Видите лабрадора на балконе? Он добросовестно облаивает каждого посетителя францисканской церкви
Количество раритетных машин, бодро бороздящих дороги Хорватии, зашкаливает: "Трабанты", "Рено" годов 60-х, "Юги" и вот - "Ядран"
Карта-макет Пулы. Я стою примерно на месте фонтана
Привет известному форумчанину: кафе "Uliss" на центральной пешеходной улице Пулы с памятником Джойсу