Выборы в Госдуму в этот раз прошли как-то спокойно и без особых эксцессов, как и предсказывалось.
Принципиально ничего не изменилось, политический спектр парламентских партий, за небольшими декоративными корректировками, остался прежним. И власть продолжила консервацию политической системы, сложившейся к концу 90-х.
Внешне все нормально и устойчиво, но все это происходит на фоне явного несовершенства системы и ее несоответствия тенденциям и настроениям в обществе, требующем перемен, а систему, наоборот, пытаются законсервировать.
Российская политическая система
Политическая система любого государства определяет политическую организацию общества, цели, задачи и пути социально-политического развития, а также порядок взаимодействия политических, государственных, общественных и гражданских институтов. Она должна обеспечивать оптимальное соотношение интересов различных слоев общества.
Являясь одной из разновидностей больших систем, она подчиняется законам их функционирования. Одним из основных критериев существования большой системы является ее устойчивость, то есть возможность адекватно парировать внутренние и внешние возмущения и иметь резервы для дальнейшего развития в связи с изменениями в обществе и мире.
Посмотрим, насколько этому критерию отвечает сложившаяся российская политическая система и правящий класс?
Возможна ли ее модернизация или она требует коренного переформатирования?
Политическая система России заложена в 90-е на фоне развала Союза узурпировавшим власть (при молчаливом согласии общества) паразитическим правящим классом, взращенным на базе приватизационного капитала и построившим воровской капитализм в самой своей уродливой форме.
Сконцентрировав в своих руках капитал, собственность и власть они путем массированной пропаганды вместо коммунистических идей вбивали в головы людей гипертрофированный стимул потребительства и разрушительные либеральные ценности, убеждая общество, что при новом строе все станут свободными и богатыми.
В итоге элита добилась своего и перевела советское государство и общество на либеральные рельсы. По этим же лекалам она построила политическую, экономическую системы государства и социальную организацию общества в интересах своей узкой прослойки правящего класса, крупных собственников и обслуживающего их чиновничества.
При этом, стремясь встроиться и влиться в западную элиту, правящий класс в своих корыстных интересах усиленно толкал нашу страну в объятия Запада на правах лишь сырьевого придатка, и, надо сказать, был очень близок к своей цели.
Хорошо известно, что совершенство политической системы и ее устойчивость определяется качеством и единством стоящей во главе государства элиты и политических партий, обеспечивающих их поддержку.
Российский правящий класс
Что же из себя представляет российский правящий класс и насколько он един?
Захватив власть в 91-м, элита зубами держится за нее.
В процессе эволюции сменилось уже несколько поколений, если в 90-х правила прозападная компрадорская элита, отстаивающая только либеральную модель развития общества, то с приходом команды Путина элита раскололась и теперь характеризуется противостоянием элитных группировок, преследующих порой диаметрально противоположные цели.
Сегодня структура элиты раздробленная и неустойчивая, нет единой сплоченной элитной группировки, налицо компромисс среди отстаивающих интересы различных групп влияния, по-разному смотрящих на государственное устройство России и пути ее развития.
Сегодня на политическом поле выделяются две группировки - государственники и прозападные либералы (прикрывающиеся либеральными лозунгами сорняки на политическом поле).
Если первые, сплоченные вокруг президента и представленные в основном силовиками, руководителями госкорпораций и национальным бизнесом, стремятся создать мощное государство и усилить его роль на международной арене, то вторые, компрадорский бизнес и руководство финансово-экономических структур государства, стремятся интегрировать и подчинить Россию Западу. Последние относятся к российскому государству, как к коммерческому проекту, где все решают деньги, и на этом поприще можно хорошо обогатиться.
Вся элита, независимо от взглядов и интересов, стремится не допустить демонтажа сложившейся политической системы. Государственники, возрождая мощь государства, далеки от нужд населения и делают это в основном за его счет, а прозападные либералы, решающие вопросы приумножения своих капиталов и сохранения власти, тем более не заморачивают себя этими проблемами.
В среде элиты и во властных структурах отстаивать интересы народа некому, нет таких межэлитных группировок.
Если государственников люди не особенно любят, но хоть уважают за патриотическую и государственническую позицию, то либералов за их жажду наживы и компрадорство с Западом в народе просто презирают, что, безусловно, способствует неизбежному противостоянию в обществе.
Используя демократические процедуры, либеральная элита, как бы от имени народа, сконструировала политическую систему.
В целях легитимизации своей власти и псевдоподдержки масс они попытались навязать народу западные либеральные ценности и сформировать на этой базе новую русскую идентичность, но по объективным причинам это намерении потерпело крах.
Для сознания русского человека либеральная ценностная база с ее живодерским стремлением сильного выжить за счет слабого - противоестественна и аморальна, поскольку говорить о социальной справедливости такого общества просто смешно.
Придя к власти, команда Путина добилась изменения вектора с ельцинского упадка на относительную стабильность в обществе, и к 2012 году в России оформилась и укоренилась либерально-консервативная политическая система, а также наступил период, направленный целиком на ее консервацию.
Надо отдать должное, что у этой команды есть заслуженные успехи, она остановила войну в Чечне и добилась ликвидации террористического подполья, прекратила «парад суверенитетов» регионов и не допустила распада страны, перевооружила и оснастила армию, вернула Россию в мировые лидеры, остановила развал промышленности и медленно восстанавливает ее.
При этом заложенные ельцинской командой основополагающие принципы государственного устройства, обеспечивающие нахождение во власти прозападных компрадоров, не подвергаются изменению.
Модель «суверенной демократии»
Положенная в основу политической системы модель «суверенной демократии», отстроенная по заказу властной элиты манипулятором Сурковым, позволила правящему классу установить безраздельный контроль над российским политическим пространством, и последние выборы в Госдуму только подтвердили это.
Политическая система, скопированная либералами с англосаксонской модели, при которой народ удален от власти и не имеет никаких рычагов влияния и контроля, противоестественна русской традиции.
При этом элита сама на деле решает, кто и как будет править государством, предлагает и навязывает обществу своих выдвиженцев и через демократические процедуры легитимизирует свою власть, которую позволяет народу как бы «избирать».
При всех противоречиях между двумя группировками они, установив контроль над политическими и государственными институтами, добились принятия законодательства, направленного на консервацию существующей модели управления государством и недопущение смены правящей элиты: политическая система стала работать не на развитие, а на свое самосохранение.
В сложившейся системе политическое поле представлено суррогатными политическими партиями, действующими в рамках «суверенной демократии» и обслуживающими правящий класс.
Искусственно созданная партия власти в лице «Единой России», собранная из представителей различных групп влияния, не имеет внятной идеологии и собственного мнения, ее задача реализовывать в жизнь решения, принимаемые «Политбюро-2», с чем она успешно справляется.
Системная оппозиция просто смехотворна.
Нельзя же считать серьезной силой партию политического клоуна Жириновского, разыгрывающую борьбу за правду «Справедливую Россию» или псевдолевую забронзовевшую КПРФ?
Они выполняют отведенную им скромную роль оттягивания протестного электората, а на последних выборах для закрытия либеральной электоральной ниши к ним добавили притянутую за уши партию «Новые люди».
Меня веселят апологеты «Единой России», радостно заявившие, что она в очередной раз получила конституционное большинство и пользуется массовой поддержкой населения. Они как-то забывают, что партия власти - всего лишь декорация команды президента, и ее поддержка отражает стремление общества не допустить катаклизмов 90-х: без президента она - пустое место и сразу же исчезнет с политического поля.
В политическом устройстве страны сегодня нет системных партий и элитных группировок, предлагающих обоснованные альтернативные пути развития государства и способных объединить вокруг себя значительную часть общества.
Сформированная в интересах правящего класса и до сих пор не реформированная политическая система привела к вопиющему расслоению общества, необузданному росту капиталов приближенных к власти и вызывающей социальной несправедливости. Она, по своей сути, является антигосударственной и антинародной, так как направлена на закрепление социального расслоения общества на господствующий класс собственников и эксплуатируемое население.
Разрушающие действия правящего класса привели к неустойчивости политической системы и обострению противоречий между интересами общества и господствующими властной элитой и чиновничеством. При этом коррумпированность и отчужденность правящего класса и чиновничества от народа в связи с отсутствием контроля снизу - просто чудовищны, а их образ жизни - оскорбляет и унижает общество.
Все это говорит о том, что западная модель общественного устройства в России не работает.
А навязываемые этой моделью либеральные ценности подавляющей частью общества не воспринимаются и отвергаются. Попытка сделать Россию руками ее элиты либеральной периферией Запада провалилась. Но сформированная за эти десятилетия политическая система сохранилась и действует, работая на ослабление российской государственности.
В таком обществе нет доверия между государством, элитами и народом.
А это грозит возможной смутой.
Разбалансировка политической системы ведет к ее неустойчивости, хаосу и открытости к внешним воздействиям. Из-за отсутствия консолидированной политической стратегии, Россия развивается далеко не по самой эффективной политической, экономической и социальной модели государственного устройства.
При отсутствии четко сформулированной цели, к которой должно стремиться российское государство, нет и стратегии цивилизационного развития у правящего класса, и ему пока что нечего предложить обществу в качестве социальной модели, способной его консолидировать.
Необходимость нового политического проекта
Как уже подчеркивалось, российский правящий класс не однороден, и в нем присутствуют различные точки зрения на будущее России и пути ее развития, выливающиеся иногда в публичные разногласия.
Примерами этому может служить публичное признание Путина, что «либеральная идея просто себя изжила окончательно», отставка либерального правительства Медведева и его исчезновение с политической сцены, а также внесение в Конституцию изменений, противоречащих либеральным ценностям. Это подтверждает наличие в правящем классе людей, осознающих необходимость назревших преобразований политической системы, но четко выраженных действий пока не наблюдается.
Для таких действий нужен новый политический проект, способный изменить правила игры в существующей политической системе и полностью ее переформатировать.
Это возможно, если государство обладает достаточной силой в военной, экономической и духовной сферах.
В военной сфере мы уже добились серьезных успехов, и наши противники вынуждены с этим считаться. В экономической сфере продвижения есть, но хребет воровского капитализма пока не сломан, и экономика во многом работает на алчных компрадоров. В духовной сфере вместо отвергнутой обществом либеральной доктрины властью ничего не предложено, и страна по инерции развивается в рамках предыдущей парадигмы.
Говорить об устойчивости сложившейся политической системы можно только с большой натяжкой: слишком сильны противоречия на всех уровнях.
Система не способна сама переформатироваться, нет ни идей, ни элитных группировок, готовых на такие действия. Изменить систему без катаклизмов и разрушения государства и сделать ее устойчивой может только консолидированное общество с критически настроенной на преобразования массой, а для этого необходим общественный договор между частью элиты и слоями общества, заинтересованными в переформатировании системы.
Общественный договор может быть сформирован на базе компромиссной платформы возрождения, способной объединить патриотические силы разных политических взглядов (от коммунистов до монархистов), отстаивающих построение государства на основе русских традиционных ценностей и собственной отечественной экономической и идейной парадигме.
Формирование такой мировоззренческой платформы может начаться только после предъявления детально разработанного проекта образа будущего России с обоснованием цели построения государства, решаемых задач, механизмов и способов реализации, необходимых сил и средств для достижения цели проекта, этапов и сроков его реализации.
Разработкой проекта должны заниматься не крикуны типа Платошкина, а специалисты в политической, экономической, социальной сферах, выдвинутые заинтересованными слоями общества.
Переформатированная политическая система должна предполагать другую форму власти под контролем гражданского общества и другие политические и государственные механизмы взаимодействия власти и общества.
В этой связи на данном этапе, по всей видимости, главное - не уличные протесты с требованиями непонятных изменений и отставки неугодных лиц, а разработка и продвижение в массы проекта по конкретизации образа будущего России, а также консолидация общественных сил на поэтапную его реализацию.