В предыдущей части рассмотрены принципы формирования власти и элит в Советском Союзе до начала 80-х. Брежневская элита старела, не допускала ротации и деградировала, никаких научно обоснованных идей развития социализма не выдвигалось. Формально продолжалось строительство социализма, а фактически в обществе и во власти в это никто уже не верил.
В начале 80-х из-за резкого падения в мире цен на нефть и газ экономика страны покатилась вниз и жизненный уровень населения начал катастрофически падать. Особенно деградация общества усилилась в связи с последовавшими быстрыми смертями стареющих лидеров страны Брежнева, Черненко, Андропова. Стало понятно, что это поколение элиты уже не может ничего предложить и им на смену требуется новая элита с другими подходами к общественному устройству.
В этот переломный момент в российской элите никто не анализировал причины падения и не искал новые смыслы и идеи, способные остановить приближающуюся катастрофу. Стареющая элита, не понимая сути стоящей проблемы, решила отработанными кулуарными механизмами по критериям номенклатурной преданности просто омолодить кадры и выдвинула далекого от понимания общественного устройства, но относительно молодого партийного функционера из Ставрополья Горбачева. По сложившейся практике советское общество было отстранено от выдвижения «реформатора», которого ему просто навязали.
Выбор оказался просто убийственным, мало того что этот человек был интеллектуально недоразвит, с примитивным крестьянским мышлением и непониманием происходящих процессов, у него оказалась держащая его в кулаке еще более недалекая супруга с колоссальными амбициями стать всеми почитаемой «царицей небесной».
Став у руля государства Горбачев под неусыпным оком старших товарищей (Яковлев и компания), решивших встроить социализм в заклятый капитализм, затеял перестройку и начал разрушать основы существования государства, собрав вокруг себя людей такого же интеллектуального уровня, как и он сам.
Советская элита настолько деградировала, что не могла ничего предложить ни в научно обоснованных путях реформирования социализма, ни в кадрах, способных повести общество за собой. Перестроечные реформы добили советскую экономику и поставили страну на грань краха. Параллельно с официальной номенклатурой начала выстраиваться новая элита, которая уже откровенно ставила цель уничтожить социалистический строй и строить в стране капитализм.
В КПСС появилась «демократическая платформа», объединившая коммунистов-предателей, охаивающих советский строй и поставивших цель отстранить КПСС от власти. Вокруг этой платформы стали объединяться будущие могильщики Союза - Собчак, Ельцин, Гайдар, Афанасьев, Бурбулис. Именно эти люди стали идеологами и вдохновителями разрушения Советского Союза, оценка предательской деятельности которых до сих пор не дана.
Усилиями этой группы и примкнувшим к ним республиканским и региональным лидерам расшатывались основы социализма, разрушалась экономика страны, а народу обещалось светлое будущее в демократической России. В итоге этой «плодотворной» работы усилиями коммунистов была запрещена компартия и разрушен Советский Союз. Советская элита сама себе вынесла приговор и исполнила его.
Из своей среды она смогла только выдвинуть членов ГКЧП, предпринявших отчаянный шаг остановить развал. Своими необдуманными действиями они только забили последний гвоздь в крышку гроба великой страны.
Власть в стране захватили так называемые «демократы», выросшие из «демократической платформы». Мерзавец Ельцин, к тому времени избранный лидером России на волне популизма и критики КПСС, спровоцировал с такими же мерзавцами Кравчуком и Шушкевичем подписание Беловежских соглашений и стал во главе обглоданной России. Подлым путем ради личной власти они ликвидировали страну, которой ранее служили, даже в США были поражены, как бывший стратегический противник без войны был низвержен самими лидерами страны. Из 18 млн членов КПСС никто и голоса не подал в защиту обанкротившейся партии.
Самое интересное произошло после 1991, когда на обломках Союза начали строить новую Россию. К власти пришла бывшая партийно-советская номенклатура, в новом правящем классе более 70 процентов было из этой среды и они начали строить дикий капитализм в России, хотя еще не так давно строили диаметрально противоположный строй.
Российская элита формировалась советскими кулуарными методами. Свои тащили своих, невзирая на их морально-деловые качества. К этому процессу подключились откровенные мародеры, просто грабившие ставшее ничейным советское наследие.
Всеобщий развал способствовал формированию соответствующей правящей элита. Бал правила ельцинская элита из бывших советских и партийных функционеров разного уровня и примкнувших к ним политическим проходимцам всех мастей с идеями быстрого построения светлого капиталистического будущего. Во власть попадали даже бандиты и уголовники. Ельцин подобрал себе команду из никому не известных проходимцев (Гайдар, Чубайс, Бурбулис, Козырев…) и с русским размахом начал раздавать суверенитет чуть ли не каждому селу.
Подсуетились и американцы, отправили в Россию команду «мудрых» консультантов и убедили Ельцина начать широкомасштабную приватизацию. С помощью недалекой ельцинской элиты, вынырнувшие из ниоткуда «деловые люди» быстро прибрали к рукам наиболее лакомые куски советской экономики (банковскую сферу, энергетику, нефтегазовый комплекс, черную и цветную металлургию) и сформировали олигархические кланы.
В итоге появилась «семибанкирщина» (Березовский, Гусинский. Смоленский, Потанин, Ходорковский, Авен, Фридман), имевшая лоббистские группы в парламенте и правительстве и ставшая второй властью в стране. Наибольший вес и влияние в межклановых раскладах имела ельцинская «семья» (Березовский, Чубайс, Волошин, Юмашев, Дьяченко), которая управляла скатившемся в пьянство Ельциным и формировала политическую и экономическую политику России.
Усилиями команды Ельцина были подорваны базовые основы социализма в стране, вместо демократии началось строительство дикого капитализма, формирование кланово-олигархической системы управления, уничтожение военного, научного, интеллектуального и промышленного потенциала. Фактически в России прошла капиталистическая революция, сменился строй и все ждали, что Запад примет нас на равных в свое капиталистический рай. Россия быстро из сверхдержавы превратилась в сырьевую и финансово зависимую развивающуюся страну третьего мира, где правила разрушительная «либеральная демократия».
К концу 90-х в стране сформировалась кланово-олигархическая система, торговавшая суверенитетом России направо и налево и проводившая верноподданническую политику в интересах США. Россия уже никак не могла вести битву за свой суверенитет.
Такая политика, при которой жировали только правящие классы, а большинство населения было брошено в беспросветную нищету, довели страну до ручки, грянул неизбежный дефолт. В стране назревал народный бунт и правящая клика неизбежно была бы снесена. Ельцинская «семья» пошла на хитрый ход и, по сути не меняя режима, предложила и отлаженными механизмами провела в лидеры страны никому не известного Путина, в надежде что он сохранит прежний курс и не тронет награбленное правящим классом.
Так к власти в России пришел политик не в результате конкурентной борьбы личностей и идей, а поставленный действующими кланами во имя сохранения установившихся порядков.
На первых порах так и было, но постепенно Путин убрал из политики и бизнеса самых одиозных личностей и сохраняя либеральную систему, начал строить сильное русское государство, что естественно не понравилось Западу.
Сохранение либерального курса, направленного на подчинение Западу, никак не стыковалось с курсом построения сильной русской державы и Путин, сохранивший вокруг себя либеральную элиту не мог делать на нее серьезную ставку, поэтому он формировал свою команду из преданных ему людей. Так к концу 10-х годов вокруг него сформировалось ядро патриотов - государственников, по версии «Минченко- консалтинг» Политбюро 2.0 (Ковальчук, Сечин, Чемезов, Тимченко, Ротенберг…), фактически определяющих пути развития страны и общества.
Политбюро 2.0 и подконтрольная ей элита формировалось по старой советской схеме кулуарно и вне конкуренции личностей. Под лозунгами возрождения могущества России фактически создавалась система процветания правящего класса, при которой интересы народных масс были далеко не на первом месте. Принятые Политбюро 2.0 решения затем реализовывались через государственные структуры и легитимизировались в обществе через партийную сеть «Единой России».
Такая двойственная политика не предполагала свертывание губительного для России либерального курса, установленного в 90-е. Вся политическая, экономическая и гуманитарная сферы оставалась в руках тех самых либералов. Они решали задачу разрушения русских традиционных ценностей, в основе которых лежит требование социальной справедливости, и навязывали отвергаемые обществом западные ценности на основе культа наживы.
Политическая система, начиная с 90-х была низведена до чисто декоративных функций, политические партии (в том числе парламентские) мало чем отличались и полностью подконтрольны власти. «Единую Россию» вообще трудно было назвать политической партией. Это союз чиновников и лоббистов без всякой идеологии (отделывающийся общими словами о центризме и благополучии человека), реализующий в парламенте решения власти и лоббистских групп. Как заявил единорос и экс спикер парламента Грызлов «Парламент - не место для дискуссий», точнее об этой так называемой партии не скажешь. Нельзя сказать, что кланово-олигархическая система сохранилась в том же виде, она постепенно модернизировалась. Слишком одиозные олигархи, поплатились своими активами, а некоторые и жизнью, лояльным же (Усманов, Потанин, Мардашев …) «убедительно» рекомендовали делиться прибылью с государством. А на базе таких госкорпораций как «Газпром», «Роснефть», «Ростех», «Росатом» была отстроена система частно-государственного партнерства, при которой никто не оставался обиженным.
Как очень точно сказал один политолог, практически весь сегодняшний правящий класс России вышел из ельцинской шинели и не хочет давать оценку сложившейся системе и лично Ельцину. Так и живем в политическом зазеркалье, в котором правит кулуарно сформированная элита и будущее страны покрыто туманом политической неопределенности.
Российское общество оказалось достаточно слабым и не нашло способы высвобождения гражданской инициативы и энергии чтобы противостоять созданию номенклатурно-олигархического государства, начисто игнорирующего интересы народных масс и позволившего социально безответственному меньшинству бесцеремонно узурпировать колоссальные возможности русской цивилизации.
России нужен интеллектуальный рывок в первую очередь в политической сфере, позволяющий вывести ее на новый уровень развития своей цивилизации, без этого у нас не будет достойного будущего.