Происходящие на Украине события, приведшие к полномасштабной войне двух ветвей русского народа, вызывают много вопросов. Почему два народа, имеющих одни и те же русские корни, оказались столь непримиримы и с остервенением уничтожают друг друга, почему основная масса населения Украины с такой злобой относится ко всему русскому и почему власти России на начальном этапе противостояния не предприняли шагов к восстановлению русского единства? Что ждет Украину в недалеком будущем и почему ее государственность неизбежно будет ликвидирована?
Для ответа на эти вопросы следует немного оглянуться назад и посмотреть, как из юго-западной ветви русского народа искусственно формировался озлобленный этнос, который сейчас именуется «украинцам народом». Как часть процветающих в IX-XII веках древнерусских княжеств, названных позднее Киевской Русью, стали называться Украиной и откуда появились украинцы. Как украинская и российская власть своими действиями разделяли единый народ.
Часть 1. Откуда появились украинцы?
Начнем издалека, откуда и как появились украинцы? Украинские элиты пытаются вести историографию Украины от Киевской Руси, но это далеко не так. Понятие «украина» появилось спусти более чем три века, как исчезла Киевская Русь. На протяжении многих веков национальное самосознание части русского народа переформатировалось, навязывалась чуждая народу национальная идеология и разрушались базовые ценности, свойственные русской национальной общности. Искусственного создавалась нация с враждебной по своей сути идеологией, провоцирующей противостояние между частями русского народа.
В качестве идеологической основы для ломки национального самосознания юго-западной ветви русского народа продвигалась внедрялась идеология украинства, обосновывающая самостоятельный путь развития части русского народа. В результате многовековой эволюции украинства в сегодняшней Украине она стала национально-государственной идеологией.
В продвижении враждебной украинской идентичности было несколько этапов и на каждом из них решались конкретные задачи того времени и все они были направлены на уничтожение русской идентичности на этих землях. При этом местная элита и население всегда искали себе сильного хозяина и готовы были за хорошую мзду и привилегии служить ему.
Литовско-польский этап (XIV-XVI века)
Первая попытка изменения русской национальной идентичности юго-западной ветви русского народа принадлежит полякам. Она началась после захвата татаро-монголами Киева (1240), погрома Киевской Руси и раздела русских земель между Великим княжеством Литовским, Московским княжеством и Королевством польским.
Первые два княжества претендовали на русское духовное наследство.
Возникшее противостояние между ними особенно обострилось в XIV веке, когда русские князья объявили себя собирателями русских земель и в княжеском титуле появилось «всея Руси».
Такая позиция вызвало ответную литовско-польскую концепцию московского государства как не русской земли. В её обоснование появляется «Трактат о двух Сарматиях» Матвея Меховского (1517), в котором возникает государство «Московия» с проживающими там «московитами» без упоминания, что они русские.
Эта концепция распространяется в польско-литовском обиходе, но усиление мощи и влияния русского государства заставляет их искать формы изменения идентичности теперь уже русских, оказавшихся после Люблинской унии (1569) в объединенном польско-литовском государстве Речь Посполитая.
Здесь уже начинается наступление католицизма на православие, попытка силой навязать католическую веру в виде Брестской унии (1596) и русский народ низводится до «хлопского» уровня.
Одновременно начинается наступление на русский язык, он изгоняется из делопроизводства, русское население заставляют пользоваться исключительно польским, что приводит к появлению в русском языке множество польских слов и к середине XVII века он превращается в уродливый польско-русский жаргон простонародья - прообраз будущего украинского языка.
Поляки исключают из обращения понятия «Русь» и «русский», на бытовом уровне окраинные земли двух государств назывались «украйна» и папский посланник Антонио Поссевино предложил в 1581 году назвать юго-западные русские земли этим именем.
Так вместо понятия «Русь» появляется «Украина», из чисто географического понятия этот термин приобретает политическое значение. Польские власти через казачью старшину, получившую в основном польское образование и стремящуюся стать новой шляхтой, стараются внедрить это понятие в народные массы.
Последовал ряд народных восстаний против польских поработителей, которые сейчас трактуются как национально-освободительную борьбу «украинского народа» за свою независимость. Фактически же казачество стремилось стать реестровой частью казачества, получать плату и привилегии за службу польскому королю и металось в своем выборе между Польшей, Турцией и Россией.
С вхождением Левобережья после Переяславской Рады в состав Российского государства процесс навязывания народу юго-западной Руси «украинской» идентичности на этой территории практически останавливается, и постепенно «украинская» терминология выходит из употребления. На Правобережье, оставшейся под власти Польши, этот процесс продолжился.
На этом этапе местная элита нашла для себя хозяина сначала в лице литовцев. а потом переметнулась к более сильным полякам.
Польский этап (1795 -1863)
Польский этап навязывания «украинской» идентичности начинается с конца XVIII века и продолжается до поражения польского восстания в 1863 году. Он обусловлен стремлением польской элиты возродить Речь Посполитую, исчезнувшую с политической карты в результате разделов Польши и включения Правобережья в состав Российской империи (Галиция вошла в состав Австро-Венгрии).
Польское господство на Правобережье не претерпело никаких изменений, и император Александр I восстановил в полном объеме польское управление на всех землях Юго-Западного края и там зародилось укрраинофильство.
В основу пропольского украинофильства были положены идеи поляка Яна Потоцкого, написавшего в пропагандистских целях книгу «Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах» (1795), в которой он изложил выдуманную концепцию об отдельным украинском народе, имеющем совершенно самостоятельное происхождение.
Развил эти маргинальные идеи польский историк Тадеуш Чацкий, написавший псевдонаучный труд «О названии «Украина» и зарождении казачества» (1801), в котором выводил украинцев уже от придуманной им орды «укров», якобы переселившихся в VII веке из-за Волги.
Поляк Францишек Духинский в обоснование идеи об «избранности» польского и родственного ему «украинского» народа доказывал, что русские (москали) никакие не славяне, а произошли от татар, и первым высказал суждение о том, что имя «Русь» украдено москалями у украинцев, которые единственные имеют право на него. Так родилась живущая до сих пор легенда о нехороших москалях, похитивших имя Русь.
В конце XVIII века в рукописном виде появляется анонимный лженаучный труд «История Русов» (опубликован в 1846), состряпанный из домыслов, циничной фальсификации исторических фактов и пронизанный зоологической ненавистью ко всему русскому. Основными линиями этого опуса являлась изначальная обособленность малороссов от великороссов, раздельность их государств и счастливая жизнь малороссов в составе Речи Посполитой.
По версии автора, историю Малой Руси творили на великие князья, а казачьи атаманы. Малороссия - это казачья страна, казаки не бандиты с большой дороги, промышлявшие в основном разбоем, грабежами и работорговлей, а люди рыцарского достоинства и что великое казачье государство никогда и никем не было покорено, а только добровольно на равных соединялось с другими. Вурдалак Шевченко, поражённый россказнями о золотом веке вольного казачества и подлых москалях, неустанно черпал из неё материал для своих литературных произведений.
Эта основанная на лжи смесь исторической фантастики о великом казачьем прошлом и глубоко засевшего чувства собственной неполноценности стала основой для всей последующей украинской историографии и национальной идеологии украинства. Позже, теоретик украинства Грушевский, уже отстаивал концепцию отдельного от русского «украинского» народа.
Другой украинофил, Пантелеймон Кулиш, для обучения простого народа грамоте предложил в 1856 году свою систему упрощённого правописания (кулишовку), которую в австрийской Галиции использовали в 1893 году для создания полонизированного украинского языка.
Попытки «просвещения» крестьян с целью пробуждения у них «украинского самосознания» не имели никакого успеха, этноним "украинцы" не получил распространения ни в интеллигентской, ни в крестьянской среде. Население Юго-Западного края не поддержало польское восстание в 1863 году и украинофильство в России практически сошло на нет, а его центр переместился в австрийскую Галицию.
Местная элита на этом этапе продолжала с помощью украинофильства укоренять разделение русского народа и верно служить своим поработителям полякам.
Продолжение следует