Набоков учил, что в повествовании от первого лица герой не имеет права умереть. У Грабала в "Поездах под особым наблюдением" герой-повествователь умирает за несколько страниц до конца. Грабал лучше, чем Набоков.
По мне, так не очень спорно. У Набокова на самом деле был слишком узкий взгляд на эти вещи. Большинство его аргументов против Достоевского имеют для меня вес и по сей день. Тем не менее, Достоевский - великий писатель, а вот Набокову навесить этот ярлык не могу.
А как это решено у Грабала? Прямо по написанному: на ониксовой лестнице, перед огромными золотыми вратами, в толпе прочих лысых ангелов? Или как-то иначе?
У любимого Набоковым Роб-Грийе, в частности, в "Проекте революции в Нью-Йорке" рассказчик, кажется, умирает, и не раз. Но Роб-Грийе применяет откровенно жульнические приемы.
В том-то и дело, что нет, и в этом ограниченность Набокова. У Грабала просто посреди страницы повествование переключается на третье лицо. Я когда впервые читал, прямо дух перехватило.
Набоков, однако, тоже ничего себе. Помню, как меня поразило в "Отчаянии", что в повествовании от первого лица главгерой до последнего момента не догадывается о том, о чем давно догадался читатель. Это был сильный ход.
Comments 32
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
А Достоевский явно лучше Набокова.
Reply
Reply
Reply
но стиль у ФМ ужасный... )
Reply
У любимого Набоковым Роб-Грийе, в частности, в "Проекте революции в Нью-Йорке" рассказчик, кажется, умирает, и не раз. Но Роб-Грийе применяет откровенно жульнические приемы.
Грабала, увы, не читал совсем.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment