Пользуясь затишьем между двумя апогеями угара, я хочу попытаться сказать несколько слов о патриотизме. Адресовано это рассуждение, конечно, лишь тем, кто в состоянии понять логический аргумент, принять его или выстроить разумное возражение. Тех, кто считает разумным возражением флаг, герб или гимн, заранее прошу не беспокоиться во избежание
(
Read more... )
Comments 101
Кроме того этика межличностная не равна этике межгрупповой. Например, этика внутрисемейных отношений сильно отличается от межсемейной. Внутри семьи собственность мало разделена и не является предметом притязаний. И т.д. Патриотизм - это этическое выражение права собственности социума (клана, нации и т.д.). Т.е. прямая пролонгация правил поведения с "ослом соседа". Отделять его как плевелы довольно странно.
Reply
Reply
Универсальность принципов этики - это замечательно, как коммунизм, теоретически имеющий к этому прямое отношение.
Reply
Это вовсе не значит, что родитель обязан подавать в суд на морально неустойчивого сына. Юриспруденция и этика - разные вещи.
Никоим образом не вижу в коммунизме отношения к этике, кроме чисто отрицательного.
Под этикой было принято подразумевать теорию и потенциальный свод универсальных принципов задолго до того, как мы с вами поспорили. Оттого, что вы забыли Мура, он ведь на стал маргинален. Более того, даже опровергнутый им утилитаризм не стал маргинален, о чем свидетельствует популярность Питера Сингера, тоже признающего универсальность этики.
Reply
Тем самым права человека невозможны вне национальных государств, существование же национальных государств невозможно без патриотизма/национализма - то есть вот этой самой политической идентификации граждан с государством. QED.
Reply
Reply
Reply
Reply
во-вторых, в той "биологической" модели, где государства - виды, конкурирующие за экологическую нишу, получает преимущество муравейник, население которого более патриотично, отчего безопаснее и сытнее живётся всем муравьям; по-моему, когда говорят "пятая колонна", то имеют в виду примерно это
Reply
Во-первых, если некоторые институты государства противоречат этическим принципам, их следует ликвидировать, желательно законным порядком, но если это невозможно - революционным.
Во-вторых, если мы упраздним у себя государство, то соседнее, очень патриотическое, просто придет и заберет нас себе. Вот Вам и муравейник.
Никакой биологической модели я тут не вижу, социальная структура человечества, особенно в либеральных обществах, резко отличается от структуры муравейника.
Reply
>желательно законным порядком, но если это невозможно - революционным.
согласен
только как быть в той ситуации, когда желания подавляющего большинства населения противоречат этическим нормам?
>Во-вторых, если мы упраздним у себя государство, то соседнее, очень патриотическое, просто придет и заберет
>нас себе.
и что же делать?
отрицательный отбор, однако
Reply
Во втором - Вы как-то забываете, что говорили в прошлый раз. Иметь свое государство.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вообще нравственность - от слова "нравиться", в него этимологически заложена субъективность.
Reply
Нравственности нет, поскольку нравственно то, что считается нравственным. А считаться нравственным может что угодно. Поэтому, я считаю, нельзя говорить о нравственности ориентации. И - как следствие Вашей логики - и о нравственности патриотизма.
Но Алексей Петрович говорит об иной морали. Он говорит об объективной морали прав человека, то есть, морали "юридичной". На самом деле, это никакая не мораль. Точнее, не мораль в обыденном понимании. Это объективная мораль, юридическая. То есть, это справедливость. Право, справедливость - это такая объективная мораль.
Reply
Leave a comment