20 фактов обо мне

Sep 09, 2015 11:41


20 фактов обо мне

Это такой флеш-моб на Ярмарке Мастеров, где выставлены мои работы. Написал - передай другому. Под катом - копия моего не лаконичного рассказа, а оригинал - тут.


Вот и до меня докатилась эстафета рассказов о себе. Надо сказать, что я с большим удовольствием читаю, что мастера пишут о своем творчестве. Тем более, что рукодельные люди народ в большинстве своем молчаливый - все что они хотят сказать, видно в их работах; нужен особый повод, чтобы заставить их разговориться...

Написать о себе мне предложила Константинова Татьяна. Ее работы всегда меня восхищали сочетанием прекрасного вкуса и тонкости исполнения, и особенно было приятно принять эстафетную палочку от такого хорошего человека.

Итак, приступим:

1) Как я стала художником

Отлично помню этот момент. Мне 4 с половиной года, я в детском саду на уроке рисования. Все мы помним эти уроки - предлагается поэтапно нарисовать заведомо ущербного персонажа, наподобие ежика с палочками-иголками или пучеглазого мультяшного котика/зайчика/белочки. У меня никогда не получалось, что было мучительно - мои работы никогда не вывешивались на почетный стенд в прихожей, а палочки и кружочки, старательно рисуемые вслед за воспитателем, никак не складывались в общую картину.
И тут нам сказали: рисуем что хотим, на тему, как я провел лето. Лето я провела на даче, поэтому принялась рисовать: наш дачный домик, яблоню, дедушкин красный «Запорож», самого дедушку (его не видно, только ноги торчат из-под машины - он ее чинит), бабушка из окна зовет всех обедать. Потом я подумала, и пририсовала себя, своего брата, двоюродных брата и сестру, и вдалеке - папу и маму, которые идут с рюкзаками с электрички… Отчетливо помню чувство свободы и радости, оттого что все персонажи и предметы располагаются на листе как будто сами собой, безо всяких усилий и каждый на своем месте. Первое счастье творчества.

Воспитательница посмотрела на меня с удивлением. С тех пор в саду, школе и пионерском лагере за мной прочно закрепился статус штатной «художницы».



2) Как я не стала спортсменкой

В раннем детстве меня отдали на художественную гимнастику, видимо, маму смущала моя младенческая пухлость. Занятия проходили в бывшей церкви (Удивительно, но факт - восьмидесятые годы!) Под куполом были навалены маты и стояли снаряды, а сортир был вообще жуткий - ледяной, огромный и с потолком, теряющимся где-то во тьме. Мне там было страшно и неуютно, я боялась гимнастического козла, на бревне от страха дрожали коленки, растягиваться было больно и скучно. Но почему-то и в голову не пришло упереться и сказать "не хочу",- надо так надо, подумал ребенок. Не знаю, куда бы все это привело, если бы мама не спросила, что тебе, доченька, больше всего нравится на занятиях. 
- Когда меня наказывают, - был ответ. - Тогда я сижу на лавочке и ничего не делаю.
Мама сделала правильные выводы, и следующим кружком стала ИЗО-студия.

3) Про внутренний голос

Их у меня два, и я точно знаю, чьи они - мамин и папин.
Мне очень повезло с доброй и ласковой мамой, которой очень нравилось все, что я делаю. Поделки, рисунки и прочие плоды детского творчества неизменно вызывали у нее восторг и поддержку. Папа - наоборот - ходячий скепсис. Лошадь с седлом? Неправильно, такое седло неудобное. Давай я тебе покажу… Стол с натюрмортом: Так, ты знаешь что такое перспектива? Хвалят в школе? Хм. По-моему, чуть лучше среднего уровня. (Но при этом именно папа, когда мне очень приспичило, достал масляные краски и показал, как ими пользоваться. И когда мне еще раз очень приспичило, мы с ним мастерили шкатулку с инкрустацией - очень хотелось такую иметь, а папа сказал, что самому сделать интересней. До сих пор храню в ней свои сережки).

Теперь, когда я делаю что-то, у меня в голове «восторженный» голос: - Гениально! Здорово! Талантливо! Свежо! А когда работа уже сделана, включается внутренний скептик: - Средне, дорогая, средне. Здесь, здесь и здесь косяки. Третий сорт не брак, но можно было лучше, да. Надо переделать бы, но незачем повторяться… Работаем дальше.

По-моему, очень плодотворно для творчества и самооценки. Главное, чтобы скепсис не одолел посреди процесса и не обламывал кайф. Знал свое место, так сказать.

4) О смирении.

Когда в пятом классе я поступила в художественную школу, то уже привыкла к общему признанию моих талантов. Внутри жила тихая, но твердая уверенность в собственной гениальности и исключительности. И тут я увидела, что таких талантов (а то и более талантливых талантов) у нас в классе 20 человек, и еще 100 на курсе. Это осознать было неприятно, но необходимо - с тех пор я не боюсь оказаться чайником и неумехой. Знаю, что поправимо.

5) Как я чуть не стала стала бухгалтером.

Лихие 90-е. Мамино министерство упразднили, пришлось искать новую работу. Папу не уволили, но их институт пробавлялся сдачей площадей под склады, а зарплату не платили. Вокруг физически ощущается мандраж и тоскливая неустроенность. Мы в школе обсуждаем на переменах планы на будущее: мальчишки рассуждают о том, что надо идти в бандиты, а девчонки - в проститутки (это классе в 7-м). Но к выпускному году ситуация, к счастью, поменялась - стало модно быть «экономистом». Всем очень хотелось узнать как можно больше про деньги и сделать так, чтобы количество материальных благ в нашей жизни прибавилось. - Тебе нужна профессия! - говорила наученная горьким опытом мама. Иди учиться на бухгалтера. Или доктора.
И я пошла учиться в экономический вуз, поскольку совершенно не представляла, как можно монетизировать свои творческие умения.

6) О времени.

Это единственное, чего мне всегда не хватало. Всегда хотелось впихнуть в свою жизнь неупихуемое, дабы ничего не упустить. Вот были времена, когда я с утра ехала на работу, с работы в институт, из института на вечеринку и с утра снова на работу, учила английский, пробовала верховую езду и скалолазание, крутила романы, ездила в путешествия, рисовала все это время.



Фото из прошлой жизни: сижу на горе, очень себе нравлюсь.

Считала себя очень занятой. Но что такое по настоящему «нет времени» я поняла, только когда появились дети...

7) Как я стала художником (часть вторая)

Был в жизни момент, когда на работе стала худо-бедно вырисовываться карьера, но мне к тому времени окончательно разонравилась экономически-административная стезя, и жутко захотелось стать художником. Я брала честные уроки, готовилась поступать на второе высшее и с помощью своего искусства и программы «Фотошоп» всерьез собиралась изменить мир. Оказавшись в разных «местах силы», где положено кидать монетки и загадывать желания, я изо всех сил отправляла к небесам четко сформулированный посыл: «Хочу, хочу, хочу стать художником!». И в какой-то момент количество перешло в качество, или место силы попалось особенно сильное, и я вдруг поняла, что я вот прямо сейчас уже художник и могу, так сказать, немедленно приступить к обязанностям. Хочешь быть художником - будь им.



8) Про вдохновение.

В полиграфическом институте (куда я пошла за вторым высшим образованием) нам объяснили, что суть творческого мозга - тащить в закрома все, что приглянется. Там все нажитое непосильным трудом переплавляется и выдается обратно во внешний мир. Поэтому я очень люблю и ценю то состояние ума, когда он радостно открыт миру и готов вдохновиться всем - от формы лужи до форм античной статуи. Но так бывает не всегда, увы. Часто лужа - это просто лужа, особенно если туда плюхнулся ваш ребенок в новых брюках.

9) Про современное искусство

С тех пор, как мои дети взялись за кисть, я в него не верю. Вы только взгляните на эти прекрасные в своей смелости и лаконизме работы:
Дочь, в 5 лет, "Ирисы":



Сын, в 4 года (это авторская версия сюжета «Витязь на распутье»)



10) Про рукоделие. Часть первая.

Не скоро я добралась до пункта, что я делаю здесь (то есть на Ярмарке мастеров).

Став художником (см. п. 7), я по прежнему была в недоумении, как бы мне использовать свои умения и извлечь из них какую-то пользу. Автор не может жить без зрителей и потребителей своего творчества (Если кто вам скажет, что он работает ради процесса, а судьба результата его не волнует - он либо сумасшедший, либо врет.)
Картины продаются плохо. Или усилия по выставкам и продаже значительно превышают усилия на, собственно, создание.
Иллюстраторская работа предполагает, опять же, значительные усилия по продвижению себя, а также пахалово с жесткими сроками и рамками, а также требованиями (и капризами, увы) заказчиков.
Ни то, ни другое я уже не могла себе позволить, ибо у меня родился ребенок, и я плотно засела дома с памперсами, пеленками, графиком прогулок и прочим набором ответственной мамаши. Зато мозг очистился, обновился и заработал с удвоенной силой, думая, чем бы заняться в новых условиях. Во время кормления я прочесывала интернет, Сначала я открыла для себя войлок. Начала с тапок и банных шапок...



Года три с упоением валяла все увеличивающиеся в объеме предметы, пока не появился второй малыш:



На фото моя лебединая войлочная песня - «камни-подушки» для спа салона. В процессе этого я навалялась так, что еще долго на шерсть смотреть не могла.

11) Про рукоделие. Часть вторая (и, наконец, про бисер)

И вот, у меня снова младенец и масса времени для того, чтобы помечтать (пока отпрыски неспешно едят, лепят куличики или сидят на горшке). А я увидела в интернетах работы… не помню, что было первым. Все мы знаем эти имена: Шерри Серафини, Хайди Кумли, Гузель Бакеева, конечно же. Я была потрясена до глубины души. Очень хотелось попробовать, но я держалась: слишком трудоемко, слишком много новых материалов, лучше и не начинать. Но сдалась я довольно быстро, купив на Ebay первую горстку камней и заказав первый набор юного бисероплета. И пошло-поехало… Очень хотелось каких-нибудь мастер-классов, но тогда это было редкостью и с детьми особо не наездишься. Зато весь тематический интернет я прошерстила от и до.
Первые работы я дарила, и произведенный эффект меня очень радовал. Потом потихоньку выставила на продажу несколько штук, и процесс пошел.

12) Заказчики и покупатели

Дорогие! Мне с вами очень везло! Да, работа на заказ имеет минусы вроде необходимости сделать нечто, подходящее человеку, подстроиться, а не (только) реализовать свой полет вдохновения. В этой связи случались и досадные провалы... Но сколько же мне пришло идей и новых решений, которые потом развились и зажили своей жизнью. К тому же у меня практически сразу что-то купили, и это меня очень поддержало и придало уверенности и желания продолжать.

13) Как я делаю украшения

Еще до того, как возникает эскиз, у меня в голове появляется некий образ - от туфель до прически, и даже со своим музыкальным или поэтическим сопровождением. Ну, а когда это работа на заказ, такой образ приходится создавать, иначе ничего не получится. За каждой моей знаковой вещью стоит целая история, которую я проживаю, пока работаю. Поэтому с фотографированием вещей у меня сложности:  трудновато скромными силами воссоздать ту неуловимую и прекрасную картинку, которая видится моему внутреннему взору. Вот, например, кусочек попавший в кадр: хозяйка этого браслета - явно француженка, героиня Ремарка и модель Баленсиаги, с черными кудрями из-под шляпки, драматичная и в то же время легкая, как ветерок.



Или вот еще одна героиня, сошедшая с подкрашенных фотографий начала прошлого века…



14) Как я фотографирую свои работы.

То, что на большинстве фотографий «на модели» изображена я, вовсе не свидетельствует о завышенной любви к своей внешности, как может показаться. Просто я у себя всегда под рукой, что в условиях тотального дефицита времени ценно. Очень хочу красивую фотосессию с командой профессионалов и прекрасными юными девами, но понимаю, что это отдельный проект, довольно затратный. Когда-нибудь потом, когда окончательно постарею и располнею ))
Вынуждена признать, что мои фотосесси на коленке не всегда удаются. Вот, например, как мы с детьми фотографировали конкурсное колье (За день до отправки, на балконе, в спешке, на моей славянскойфактуре. Поэтому получилась никакая не Мексика, а натурально гоголевская Малороссия:  - А что это у вас, дражайшая Солоха? - Шея! А на шее монисто!)



15) Про семью

Муж меня очень поддерживает тем, что не мешает. И вообще узнает о моих творческих планах, когда к нему на телефон приходит СМС-ка: «Дзинь! С вашей карты списана сумма ****, интернет магазин ****»

Но это шутка, конечно. Творчество и вдохновение - прекрасно, возвышенно и приятно, но без своей второй половины я бы оказалась как… Ну да, чувствовала бы себя как половинка человека. Вообще же это тема личная, поэтому много распространятся не буду: с мужем мне очень повезло, как и ему со мной, хе-хе.

16) Про детей

Если муж - моя главная жизненная удача, то дети - мой главный сюрприз. Все оказалось не так, как я ожидала, и проще, и сложнее одновременно. С интересом (и некоторым ужасом) жду, что будет дальше. Пока же дочь говорит мне: - Мама, я хочу быть художником!, а я отвечаю: - Стань лучше доктором. Или инженером. Или бухгалтером…. Тебе нужна профессия!





17) Кот Магакс

Муж на восьмом, кажется, году совместной жизни явил свою внутреннюю сущность - махрового кошатника. И к тому времени взрастил себе сторонников (детей), которые тоже захотели домой зверюшку. Втроем они окрутили меня (к котам я в общем-то равнодушна, в детстве у меня была собака) довольно быстро, и у нас поселилось нечто усатое, полосатое, очень хвостатое, прожорливое и суровое на вид:



Кот сменил несколько имен, пока мой сын не придумал и не ввел в обиход слово «Магакс». На его языке оно означало некоторую досадную неожиданность.

18) Про зависть

Да, мне очень свойственно это чувство, и даже не стыдно в этом признаться. Никому я так не завидую, как мастерам, которые публикуют у себя анонсы коллекций, новые работы, которые сложнее и интереснее прежних, участвуют в конкурсах. Очень хочу быть со всеми вами, но… есть кое-какие обязательства. См. п. 19.

19)   Что я делаю сейчас

В магазине у меня затишье (Временное! Идей куча, и будет жалко, если они пропадут). А я снова рисую: проект книжки для детей, около 70 картинок. Это сказка, которую написала моя сестра, а я взялась иллюстрировать. А то при наличии диплома художника-иллюстратора я не выпустила ни одной законченной книги, что обидно и несправедливо.

Вот некоторые картинки (не спрашивайте меня, что там происходит - долгая история, надо знать сюжет))







Планируем постепенно выкладывать наше детище в сеть, и впоследствии издать на бумаге. Так что в скором времени мой блог украсится длинной интересной историей с картинками. Приглашаю всех на прочтение! (Книжка проверена на моих детях, им понравилось).

20)   Ну и напоследок - забавный факт, который меня лично удивил.

Самая популярная по просмотрам работа в моем магазине - вовсе не сложные конкурсные плоды моей творческой мысли. А это колье - реплика украшения Брунелло Кучинелли. Вот так!



На этом, дорогие читатели, автор прощается с вами до новых (надеюсь) встреч. А эстафету я передаю уважаемым коллегам по ярмарке мастеров:
Наталья Галкина - человек, потрясающий меня умением сочетать несочетаемое в своих украшениях. Мне у нее хочется скупить половину магазина!
Наталья Венкова - автор сумочек-шедевров. Каждую легко представить в музее под стеклом, а ведь кто-то их носит, счастливые люди.
Леонида Шилимова - начинающий, но весьма даровитый мастер, которого я заразила бисероплетением. А вообще-то она умеет делать потрясающие вещи, о которых, надеюсь, расскажет сама.

моя мастерская, жизнь, мысли вслух, творческий процесс

Previous post Next post
Up