Беспокойное место

Jan 31, 2018 09:13

Из всех проспектов Барселоны самыми элегантными, несомненно, являются Пасеч-де-Грасия и Диагональ, и на их пересечении, казалось, можно было бы ожидать нечто абсолютно сногсшибательное. Но нет, взгляд, ищущий очередной шедевр в стиле "модерн", проваливается в пустоту и даже не сразу выхватывает скромный обелиск, стоящий там, где смешиваются и расходятся автомобильные потоки.

Всю свою историю это место оставалось лишь большим и скучным перекрёстком, тем не менее, всегда называлось площадью, а каждая новая власть считала себя обязанной немедленно поменять имя на табличке и привести занимающий центр монумент в соответствие с текущей идеологией. За сто с небольшим лет страна видела республику, двух диктаторов и трёх королей, и всякий раз политические изменения не оставались без каких-либо последствий для площади - важность сходящихся здесь улиц предопределила её беспокойную судьбу.



Площадь Plaça del Cinc d'Oros, 2017 г.

В начале XX века, во времена активного строительства округа Эшампле, здешнее место нарекли в народе, как Cinc d'Oros (Пять золотых) - по названию карты в итало-испанской игральной колоде, где для масти, которую мы называем "бубны", рисуются не красные ромбики, а жёлто-красные кругляшки. Объяснение простое: чтобы жители могли пересекать бурные транспортные потоки без ущерба для здоровья, власти оборудовали пять пешеходных "островков" - на углу каждого из четырёх кварталов и ещё один в центре перекрёстка.

Некоторые гиды утверждают, что народную фантазию вдохновили не площадки для пешеходов, а фонари барселонского архитектора Пере Фалькеса, стоявшие здесь по периметру с 1909 по 1957 год. После долгих лет прозябания на муниципальных складах в 1985 году эти фонари вновь заработали на проспекте Гауди, освещая дорогу между двумя шедеврами каталонского зодчества - Саграда Фамилиа и госпиталем Сант-Пау, и теперь легко убедиться в ошибочности "иллюминационной" версии происхождения названия - фонарей там шесть.



Фонари Пере Фалькеса на проспекте Avinguda de Gaudí (метро Sagrada Familia, Sant Pau | Dos de Maig)

Примерно в то же время, когда Пере Фалькес обустраивал площадь, у мэрии города возникла идея увековечить на этом месте память о недавно скончавшемся Франсеске Пи-и-Маргале, выдающемся каталонском политике-республиканце. В 1915 году в центре площади с помпой заложили первый камень, не имея тогда, впрочем, ни малейшего представления, что же здесь должно в итоге стоять. Раздумия на тему монумента затянулись, а когда грянула диктатура Примо де Риверы, вопрос сам собой исчез из текущей повестки и всплыл снова лишь через семь лет - Пи-и-Маргаль занимал руководящие посты в правительстве Первой Испанской Республики, поэтому когда победила Вторая, вполне естественно было вернуться к проекту памятника в его честь.

На этот раз процесс шёл быстрее - в 1931 году на площади появился бюст работы Фелипе Косколья и за местом официально закрепили имя Пи-и-Маргаля. Скульптура, однако, не пришлась горожанам по вкусу, её художественные достоинства вызвали серьёзную полемику, и тогда для поиска лучшей концепции мэрия запустила творческий конкурс. В апреле 1936 года набравшая наибольшее число голосов бронзовая "Республика", представленная Жузепом Виладоматом в виде молодой обнажённой женщины с кустиком лавра в поднятой руке, была водружена на 20-метровый гранитный обелиск, и первый раунд идеологической борьбы на этом клочке городского пространства торжественно завершился.

Голую "Республику" барселонцы приняли доброжелательно, её даже сравнивали с мексиканской актрисой Маргаритой Карвахаль, блиставшей в те годы на подмостках кабаре и крутившей роман с президентом каталонского парламента Жуаном Касановас. Люди шутили, что обе имели gràcia al cul, что в буквальном переводе обозначает "изящную задницу", но имеет и другой смысл: статуя стояла спиной к Грасии - городу, присоединённому к Барселоне в конце XIX века.



Символизировать свободу, равенство и братство площади Пи-и-Маргаля было суждено недолго. По замыслу пришедших к власти в 1939 году франкистов здесь предстояло воспевать победу традиционных испанских ценностей над коммунистической заразой. Девушку на вершине обелиска сменил орёл, а рядом с пьедесталом встала "Виктория" работы Фредерика Мареса, примерно того же возраста, что и "Республика", тоже с пучком лавра в воздетой вверх руке, но уже скрывающая все свои прелести под туникой.

Официально место стало называться Plaza de la Victoria, а неофициально - Plaza del Loro (площадь Попугая) - орёл, призванный олицетворять мощь государства и размах империи, вышел не слишком грозным. В какой-то момент обидное прозвище, очевидно, попало в уши городского начальства, потому что как-то поутру барселонцы обнаружили, что вершину обелиска венчает уже не крупная птица, а скромная гранитная пирамидка. Меткое слово нашлось и для такой формы памятника - с этого момента и до наших дней обелиск известен в народе, как Llapis (Карандаш).

Любопытно, что Фредерик Марес ваял свою "Викторию" ещё в 1932 году, задолго до установления в стране диктатуры Франко. Статуя участвовала в конкурсе на лучший монумент для нашей площади, где среди прочих, как уже известно, уступила "Республике" Жузепа Виладомата. В те свободные времена "Виктория" выглядела иначе, будучи обнажённой по пояс. Разумеется, позволить ей потом встать в таком виде в центре Барселоны франкисты не могли, поэтому скульптору пришлось "переодевать" девушку.

После смерти Франко, когда Испания начала движение к демократии, про площадь, в суете вспомнили не сразу - лишь через три года с обелиска убрали неактуальный медальон, восхвалявший освобождение страны от красно-сепаратистской тирании. Однако, после неудачной попытки государственного переворота в феврале 1981 года буквально за неделю площадь Виктории стала площадью Хуана Карлоса I - так Барселона оценила твёрдую позицию молодого монарха по отношению к путчистам и его верность курсу на демократические реформы. Скульптура Фредерика Мареса при переименовании не пострадала и сопровождала "Карандаш" аж до 2011 года. Сейчас "Виктория" ждёт лучшего часа в запасниках Музея истории, а для её бывшей соперницы уже нашли достойное место - в 1990 году "Республика" украсила площадь Llucmajor (нынешняя Plaça de la República).



"Республика" Жузепа Виладомата на площади Plaça de la República (метро Llucmajor)

Когда в 2014 году король уступил престол своему сыну Фелипе, пошли разговоры о том, что пора бы уже вернуть месту его историческое название - Cinc d'Oros. 23 сентября 2016 года правительство Ады Колау приняло соответствующий закон, а 22 апредя 2017 года состоялась церемония по смене табличек.

Совсем рядом с площадью, на коротком финальном отрезке Пасеч-де-Грасия, где энергичный проспект превращается в спокойный бульвар, к всемирной выставке 1929 года разбили небольшой парк, ранее известный как Jardinets de Gràcia, а сейчас носящий имя знаменитого каталонского поэта Сальвадора Эсприу - Jardins de Salvador Espriu. В 2013 году Фредерик Амат, художник, дизайнер и сценограф из Барселоны, в буквальном смысле слова закопал здесь свою работу, которую иронично назвал Solc (Колея), явно играя на опережение с острым на язык народом - очевидно, что подобный ярлык рано или поздно всё равно бы прилип к его шедевру. Если однажды кому-нибудь из власть предержащих придёт в голову мысль избавиться от "Карандаша", то в отличие от фонарей Фалькеса, "Республики" Виладомата и "Виктории" Мареса, благодаря предусмотрительному Фредерику Амату, не придётся мучительно искать место для хранения обелиска - без трёх несущественных нижних метров он точнёхонько входит в "Колею".



Solc Фредерика Амата в саду Jardins de Salvador Espriu

Пасеч-де-Грасия, Жузеп Виладомат, Pere Falqués, Диагональ, josep viladomat, solc, Фредерик Марес, Република, Хуан Карлос, Виктория, Frederic Marès, Фредерик Амат, República, Passeig de Gràcia, frederic amat, Сольк, Пере Фалькес, jardins de salvador espriu, Пи-и-Маргаль, cinc d'oros, республика, victoria, diagonal, pi i margall, Барселона

Previous post Next post
Up