Есть ли в Барселоне пробки? Мэрия некоторое время раздумывала над этим вопросом, чесала в затылке, а потом глубоко вздохнула и… отдала приказ разломать самую крупную городскую развязку. Асфальтовое кольцо, больше двадцати лет "украшавшее" площадь Глориас (Plaça de les Glòries Catalanes) и на картах Гугл по-прежнему имеющее безупречную форму и цвет:
на самом деле уже выглядит вот так:
Поскольку мои лучшие (если исходить только из цифр) годы прошли в наблюдении за тем, в каких муках рождается Алабяно-Балтийский тоннель около станции Сокол в Москве, когнитивный диссонанс был неизбежен и вот что удалось узнать в поисках выхода из него.
Эту точку на карте ещё в 50-е годы XIX века инженер и урбанист Ильдефонс Серда (Ildefons Cerdà i Sunyer), ответственный за развитие города в те времена, определил как новый центр Барселоны, поскольку "здесь сходятся три крупные дорожные артерии города: проспекты Гран Виа (Gran Vía de les Corts Catalanes), Диагональ (Avinguda Diagonal) и Меридиана (Avinguda Meridiana)".
Заключённое в кавычки толкование планов Серда легко перескакивает из одного "надёжного информационного источника" в другой, игнорируя известные факты: Ильдефонс Серда умер в 1876 году, и в то время Диагональ, придуманная специально для внесения разнообразия в сетку кварталов Эшампле, едва оторвалась от бумаги, а Меридианы и в природе не было - вплоть до середины XX века на её месте громыхали поезда. Нет никакого сомнения в том, что в голове мыслящего на два века вперёд человека площадь Глориас была центром Барселоны, но с момента выхода города за пределы крепостных стен и вплоть до наших дней центром служит совсем другое место - удобно расположенная рядом со Старым городом площадь Каталонии (Plaça de Catalunya).
Две попытки следовать заветам Серда Барселона предприняла в первых десятилетиях XX века. В 1905-1908 годах рассматривался план размещения здесь правительства, но чиновники отказались обменять центр Старого города на безжизненный пустырь. Затем великий
Пуч-и-Кадафалк предложил использовать территорию для павильонов международной выставки 1929 года, и опять мимо: решили, что риск опозориться слишком велик - требуемую инфраструктуру предстояло создать с абсолютного нуля. Доходило до смешного: видя безуспешные попытки мэрии как-то вдохнуть сюда жизнь, обитатели близлежащих районов без спросу - всё равно земля простаивает - организовали поле для своего футбольного клуба, разместив его между единственных местных достопримечательностей - железной дороги и оросительного канала, беззастенчиво плывущего под открытым небом.
площадь Glòries (50-е года XX века)
Процесс освоения территории, однако, начался стихийно: компании, связанные с железной дорогой, стали размещать вдоль полотна многочисленные ангары и мастерские, и ждать первых признаков разумной цивилизации долго не пришлось: подозрительные лица, нелегальный бизнес, ночные перестрелки.
площадь Glòries (январь 1961 года)
Постепенно город потерял интерес к идее сделать место значимым для людей, предпочитая завязывать здесь транспортный узел. Большинство планов, реализованных во второй половине XX века на площади и в её окрестностях, касаются развязок, колец, рамп, тоннелей и, иногда, пешеходных переходов. В 60-х годах началось активное дорожное и жилищное строительство на проспекте Меридиана, и географическое положение площади естественным образом сделало её северными воротами в Барселону.
площадь Glòries (июнь 1990 года)
К Олимпийским Играм 1992 года транспортный узел подходил в довольно запутанном состоянии, поэтому за два года до начала Игр власти дали старт масштабной реконструкции площади Глориас: в центре разбили парк со скульптурной композицией из двенадцати плит, посвящённых славным страницам каталонской истории, а парк обтянули двумя кольцами автомобильной развязки, одно из которых расстелили на земле, а другое пустили по эстакаде.
реконструкция 1990-1992 гг.
площадь Glòries (февраль 1998 года)
Думаю, что число жителей и гостей Барселоны, посетивших парк за двадцать с лишним лет, едва ли перевалило за тысячу: не такие мы дураки дышать свежим воздухом, гулять с детьми и предаваться приятным мыслям там, где над головой беспрестанно свистят автомобили. Велосипедисты, роллеры, скейтбордисты и прочий безмоторный люд тоже не оценил подарок от властей: если дорога из пункта А в пункт Б лежала через площадь, приходилось или делать приличный крюк, или смириться с потерей времени на бесконечные пешеходные переходы, так как реконструкция эти простые житейские вопросы оставила без ответа.
Думать, что в истории площади Глориас всё ещё не поставлена жирная точка, тогда мог только неисправимый романтик. Однако, жизнь шла своим чередом, и со временем вокруг выросло много интересного и полезного для людей:
башня Agbar, торгово-развлекательный центр Glories, культурный центр La Farinera del Clot, школа IES Salvador Espriu. А поблизости уже ждали консерватория, национальный театр Каталонии и Саграда Фамилия.
торгово-развлекательный центр Glòries
культурный центр La Farinera del Clot
В 2003 году мэрию начали терзать смутные сомнения, а в 2007 на свет появился план с тремя революционными пунктами: снести эстакады и кольца, все дороги убрать под землю, а на расчищенном месте построить новые дома и разбить парк площадью в 12 гектаров. В рамках принятого плана уже готовы и радуют глаз центр дизайна Disseny Hub Barcelona (предполагается объединить здесь коллекции музеев керамики, текстиля и костюма, декоративного искусства, графики) и новая ультра-современная площадка блошиного рынка Encants (на прежнем месте торговля велась аж с XIV века!).
башня Agbar и центр дизайна Disseny Hub Barcelona
новые павильоны блошиного рынка Encants Vells (la Fira de Bellcaire)
Ломать дорожную развязку собираются весь 2014 год, а созидательная работа начнётся в середине 2015 и завершится в конце 2017 года. Таксисты, конечно, всем происходящим страшно недовольны, зато дух гениального Ильдефонсо Серда, почти полтора века с грустью взирающий с небес на площадь Глориас, сможет, наконец-то, удовлетворённо хмыкнуть и уйти на покой.
начало большой стройки (март 2014 года)
макет будущей площади