(no subject)

Feb 16, 2013 20:48


Очень интересная история творчества и бизнеса Генриха Брокара. Именно он, считается, стоял у истоков создания духов Красная Москва, которые до сих пор ассоциируются с культом советской парфюмерии.

Однако все началось далеко не в СССР.




Талантливый молодой человек Генрих Брокар уже в молодости изобрел один из эффективных способов изобретения концентратов духов, но чтобы начать свое дело, ему нужны были деньги. Тогда он решает продать свою идею и на вырученные деньги открывает скромное мыльное производство. Генрих приезжает в Россию, где женится на Шарлотте, которая была хоть и бельгийкой по крови, но все же считала себя русской. Вместе они придумали хитрость, которая помогла обойти им конкурентов в производстве мыла. Они попробовали варить мыло для детей - в виде зайчиков, медвежат и других зверушек, а для взрослых - выпустили мыло под названием "народное" - в виде морковки и огурца. то все стало забавлять детей и взрослых и дела пошли в гору.






Вскоре на фабрике Генриха стало работать уже более 30 человек. Генрих ездил по Европе в поисках новых запахов, а делами на фабрике руководила Шарлотта. Она буквально фантанировала идеями - придумывала дизайн, пути сбыта, дизайн магазинов.

В 1869 году фабрика уже занимала целый квартал




Чтобы предотвратить подделки, Брокар совместно с женой начал разрабатывать обертки и упаковки для своих изделий.

Например, мне очень понравилась такая вот - для мыла в дорогу - сделанная в форме книги.




Есть еще множество "народных" оберток и реклам







Для мужчин выпускалось отдельное мыло. Упаковка жестяная.






Так выглядел один из магазинов Брокара




Самый низкооплачиваемый работник у Брокара получал ежемесячно 15 рублей. Тогда в Москве можно было плотно пообедать всего за 10 копеек.

На его фабрике не было забостовок, он умел находить общий язык с рабочими.




Сравнивая мыло в европейских странах и в России, Брокар увидел, насколько лучше наше российское, нежное, прозрачное, ароматное. Вскоре они открыли свой магазин, где товары были на любой вкус и для всех сословий.

Затем был открыт и второй магазин, где предприимчивые Брокары начали продавать наборы, в которых было несколько предметов с одинаковыми ароматами: (одеколон, духи, пудра, помада, крем, саше, и прочее). Это была слава.




Но парфюмер по своей природе - он не мог успокоиться на выпуске мыла и пудры. Он мечтал прославиться и создать тот самый аромат, который сделает его всемирно известным. А еще он поставил себе самую амбициозную цель - сделаться поставщиком царского двора.

Надо сказать, что Брокар, живя в России, даже не пытался особо ассимилироваться,языка он так толком и не выучил, но тут его, как всегда, спасала жена. Она вела все переговоры. рассказывала о русских традициях и придумывала новые идеи для бизнеса.

Брокар, вымыв народ, решил его и надушить. Тут он создает свой первый одеколон "Цветочный"




Выпуск этого одеколона сопровождался большой рекламной акцией - Брокар сделал с торговом центре целый фонтанчик с одеколоном. Люди подходили, душили свои платки, волосы, а некоторые даже бросали в фонтан свои пиджаки и потом ходили благоухали новым ароматом.

А это всем известный в СССР "потомок"




Потом было еще множество ароматов, которые выпускались фабрикой Брокара.

В 1889 году талантливый предприниматель развил успех, воссоздав одеколон наполеоновской армии. Он назвал его просто - «Тройной». Это был первый российский одеколон для мужчин.




В том же году Брокар выпустил духи «Персидская сирень», которые завоевали золотую медаль на Парижской выставке.




В 1873 году Генрих Брокар преподнёс букет из восковых цветов посетившей Москву Великой княгине Марии Александровне, дочери Александра II, в котором все цветы имели свой естественный запах, т.е. роза пахла розой, нарциссы - нарциссами, фиалки - фиалками, а ландыши - ландышами. Восторг был неописуем, как появилось такое чудо! И Брокар был удостоен звания Поставщика Великой княгини Марии Александровны. Позже он станет и поставщиком Испанского двора.




Брокар до конца жизни оставался французом до кончика костей, он мечтал когда-то вновь вернуться во Францию и уйти от скучной, как ему казалось, жизни в России, где все для него было слишком медленным.

После смерти Брокара его дело продолжили сыновья, а главным парфюмером фабрики был талантливый молодой парфюмер Август Мишель - француз, выписанный в Россию Бокаром еще при его жизни.

С приходом власти большевиков жизнь поменялась и на фабрике.

1917 году фабрику национализировали: легендарная “Империя Брокара” превратилась в “Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5”.
Как ни странно, именно француз Мишель не стерпел такого безобразия и в 1922 году выступил с предложением. Не дело, так называть парфюмерное предприятие, совсем недавно имевшее заслуженную мировую славу. Уж коли большевикам так охота новых традиций и решений, пусть назовут фабрику “Новая заря”.

Большевики подумали и согласились: вроде звучало вполне подходяще и в духе времени. Так с лёгкой руки другого старого французского парфюмера “Империя Брокара” стала “Новой зарёй”. Но Мишелю не давали покоя легендарные духи, созданные самим Брокаром. Конечно, он прекрасно понимал: новые “командиры производства” не только не согласятся сохранить их прежнее название, но даже не смогут точно выдержать технологию изготовления. Духи станут хуже, чем при Генрихе Брокаре, но Август мечтал оживить легенду. Поэтому внёс новое предложение: “Духи можно переименовать в “Красную Москву”

Такими мы их знали во времена СССР и такими они являются по сей день








Парфюмерный музей в Москве. Витрина фабрики Новая заря

Сегодня фабрика называется Nouvelle Etoile. Продукцию их можно посмотреть на сайте http://novzar.ru/

Честно говоря, мне стало интересно это все понюхать) Кстати, цены очень низкие...

история вещей

Previous post Next post
Up