На ночь глядя с «Экономист»

Nov 17, 2018 20:25

Как решается проблема лидерства в консервативной партии?

Тереза ​​Мэй может в ближайшее время испытать это на себе



После предложенных ею способов достичь договорённостей с ЕС по брекситу, вызвавших шквал отставок в правительстве, положение Терезы Май стало хуже губернаторского. Премьер-министра Великобритании вот-вот попросят снять майку лидера. Выступая 15 ноября по выходе из Палаты общин перед толпой орущих журналистов и любопытных туристов, Джейкоб Рис-Могг (на левом фото), влиятельный заднескамеечник, потребовал голосования вотума доверия премьер-министру. И он не единственный, кто сделал это. Но как консервативные депутаты могут удалить г-жу Мэй? И как им выбрать её преемника?



В консервативной партии действует правило, согласно которому голосование по поводу доверия лидеру проводится в том случае, когда 15% депутатов тори направляют соответствующие письма о недоверии председателю Комитета 1922 года, который представляет в парламенте парламентариев-консерваторов. У партии сейчас 316 депутатов, поэтому нужно, чтобы такие письма написали хотя бы 48 из них. Все депутаты-консерваторы затем выражают своё мнение тайным голосованием, а решение принимается простым большинством голосов. Это может произойти быстро: в 2003 году голосование о доверии провели всего спустя день после принятия о нём решения. Если г-жа Мэй победит, она останется лидером. И тогда подобное голосование уже нельзя будет провести в течение целого года. Если же г-жа Мэй проиграет, она больше никогда не сможет быть лидером консерваторов.

Затем наступит черёд выбора нового лидера, процедура которого проводится в два раунда. Во-первых, кандидаты на лидерство должны получить голоса других депутатов. Кандидаты выступают друг против друга в последовательных раундах голосования, при этом кандидат, получивший наименьшее число голосов, всякий раз вычёркивается из списка, пока не останутся только два. Затем эти два имени предъявляют примерно 130 тысячам членов консервативной партии. Это те самые немногие счастливцы, у которых появляется прямая возможность назначить следующего премьер-министра Великобритании.

Таким образом Британия может поменять премьер-министра, не беспокоясь о всеобщих выборах. Это случается относительно часто. Именно таким образом сама г-жа Мэй отняла премьерство у Дэвида Кэмерона. Так же вознёсся и Гордон Браун, который в 2007 году стал преемником Тони Блэра в качестве лидера лейбористской партии, а стало быть и на посту премьер-министра.

У госпожи Мэй вообще-то есть свет в конце туннеля. Ведь одно дело найти 48 депутатов, которым премьер-министр осточертел, но совсем другое - убедить голосовать против нее 158 однопартийцев, когда бок о бок с ней нет очевидного преемника. Следующий премьер-министр из стана консерваторов столкнётся ровно с теми же проблемами, что и г-жа Мэй: расколотая партия, хилые возможности в Брюсселе и разделённая страна. Если г-жа Мэй выиграет голосование о доверии, ее годовой иммунитет от новых наскоков обеспечит ей некоторую политическую свободу. За это время она может каким-то образом протолкнуть свой вариант договорённостей с ЕС - или их новую версию - через парламент. А через год и её личные перспективы, и перспективы ее партии могут оказаться гораздо лучше. Вот только депутаты могут не захотеть этого. Те, кто поддерживает премьер-министра на публике, могут выразить совсем другое мнение в уединении кабины для голосования.



«Экономист», депутаты, брексит, Тереза Мэй, Великобритания

Previous post Next post
Up