Упражнения взяты из книги А.Усачева "Процессинг Игр или кое-что о жизни". Как мне кажется, данные упражнения отлично подходят тем, кто решил взяться за процессинг, но испытывает некоторые трудности при его использовании. Таким людям не хватает базовых навыков работы со своим внутренним пространством, и эти упражнения помогут развить данные навыки. Вот они:
Упражнение 1. Удобно устройтесь в кресле или на стуле, закройте глаза и если необходимо, и вы это умеете, то примените какие-нибудь расслабляющие техники. Делать это и последующие упражнения лежа не следует, - и не заметите как заснете. При этом никто не запрещает делать их на сон грядущий. Ваша задача получить расслабленное состояние при сохранении осознания. На первых порах это может оказаться несколько затруднительным. Вам будут мешать расслабиться собственные мысли или вас будет сносить в транс46 (или сон), а вам нужно пограничное состояние47. Для удерживания осознания можно использовать любые твердые предметы - деревянные подлокотники кресла, сто- ящий рядом предмет мебели, , авторучку и т.п., - удерживайте часть внимания на осознании твер- дости этих предметов. Если мысли слишком навязчивы, то уделите им внимание: обдумывайте каждую мысль, которая появляется, если умеете, то дублируйте ее48. Можно попытаться предста- вить голубое небо и облачка плывущие по нему. Если вы когда-нибудь смотрели на облака в небе, то могли заметить, что они постепенно таят. Вы - это небо, бездонное, бесконечное; облачка - это ваши мысли, они плывут и по мере того, как вы на них смотрите, - таят. Если у вас есть напарник, то он может следить за тем, что бы вы не скатывались в транс, а вы можете рассказывать ему о мыслях, которые вас посещают. Мысли можно наговаривать и на диктофон или периодически от- крывать глаза и записывать их на бумагу. Когда вы научитесь удерживать промежуточное состоя- ние, где мысли не очень навязчивы, но сохраняется осознание, то, скорее всего уже будете иметь и какие-то картинки или образы. Они могут быть цветные и четкие, а могут быть как тени, едва за- метны. Для наших целей не очень важно, какие они, главное, что они есть. Каждый раз, закончив упражнение и открыв глаза, сориентируйтесь в помещении, отмечая точки на стенах и предметах, после чего тщательно запишите все, что происходило: возникшие затруднения, какие-то открытия, все, что вас удивило или заинтересовало. Большинство людей осваивают это упражнение за не- сколько часов. Кому-то оно вообще не понадобится.
Упражнение 2. Удобно устроившись в кресле или на стуле, войдите в то состояние, которое вы должны были осво- ить в предыдущем упражнении. Получив какой-либо образ, начните описывать его вслух напарни- ку или наговаривать на диктофон. Старайтесь придерживаться следующей последовательности: Сначала уделите внимание объективным характеристикам образа: форма, размеры, удаленность, ощущение массы, временной дистанции, цвет, плотность, контрастность, резкость, движение, ско- рость, температура, плотность и т.п. Когда эти параметры будут как-то определены, переходите к следующему действию; Какие ассоциации этот образ у вас вызывает? Запах, вкус, на что это похоже, какие воспоминания вызывает, как преобразуется, какие чувства и эмоции вызывает, каков его возраст и т.п. Это самая важная фаза процесса. Все что происходит, все ассоциации, должны проговариваться в слух парт- неру или наговариваться на диктофон. Не следует корректировать возникающие ассоциации, - поз- вольте происходить тому, что происходит. Продолжайте упражняться, таким образом, до тех пор, пока не научитесь быть более-менее бес- пристрастным свидетелем того, что происходит в вашем сознании. По-прежнему записывайте в конце каждого сеанса, все, что происходило. Кому-то на это упражнение понадобится несколько часов, а кому-то несколько месяцев.
Упражнение 3. Тематические ассоциации. Теперь будем действовать с открытыми глазами. Возьмите в руки какой-нибудь обыденный пред- мет, лучше всего карандаш или авторучку. Тщательно, в течении двух-трех минут, рассмотрите этот предмет. Продолжая держать его в руках и удерживая на нем внимание, создайте намерение полу- чить из памяти все карандаши или пишущие предметы, которые вы когда-либо видели. Если необ- ходимо, то закройте глаза. Обычно почти сразу же вы начнете получать поток картинок с изобра- жением различных пишущих предметов. Вполне может быть, что среди прочих, вам будут пред- ставляться предметы, которых вы не видели в этой жизни и не могли видеть, - не отвергайте эти картинки. Поток картинок может идти быстро, может медленно, - пусть идет как идет. Проделайте все то же самое с различными предметами49. По прежнему продолжайте рассказывать о происходящем напарнику или наговаривать на диктофон. По завершении упражнения запишите все, что вас заинтересовало. Продолжайте упражняться, таким образом, пока не научитесь запус- кать тематический поток ассоциаций. Некоторые люди могут сделать это без предварительной под- готовки, значит, им не нужны предыдущие упражнения. Через тематические ассоциации можно получать не только картинки, но и суждения по конкретным предметам и темам, научитесь это делать. И помните, - ассоциативные потоки наиболее эффектив- ны при отсутствии контроля (умственной цензуры). Попробуйте использовать второй уровень методики Д.Х.Стивенса «Анализ ума». Материалы по сканированию инцидентов и цепей инцидентов см. в работах Л.Р.Хаббарда - первая и втирая книги «Наука выживания».
Ну а тем, кто хочет попробовать процессинг в действии, приглашаю на личную
работу со мной. Успехов!