Скандал с расторжением госконтракта может стоить карьеры
министру финансов Ставропольского края Ларисе Калинченко
Мёдом не корми наших чиновников, а дай только отрапортовать о достигнутых ими достижениях. Малый и средний бизнес в Ставропольском крае развивается и растёт как на дрожжах. Бюджетная копейка бережётся, торги и госзакупки проходят чисто, честно и по закону. Буквально две недели назад пресс-служба администрации города Ставрополя распространила радостное сообщение. В нём говорится, что в ходе заседания рабочей группы по противодействию коррупции присутствующим было с гордостью заявлено: «по итогам 2012 года в Национальном рейтинге прозрачности закупок краевая столица получила наивысшую оценку «Гарантированная прозрачность». При этом Ставрополь стал одним из лидеров в классе муниципальных образований России. По словам замглавы администрации Александра Фирсова, при подведении итогов учитывались такие показатели, как высокая степень информационной открытости процедур, интенсивность конкуренции на торгах, степень результативности конкурсных процедур, степень фильтрации заявок на участие в торгах и экономическая эффективность торгов.
Похвальный результат, что и говорить. Но вот по данному поводу чиновники краевые почему-то отмолчались: в рейтинге субъектов Российской Федерации по прозрачности проведения госзакупок Ставропольский край также вошёл в число лидеров. Регион занял 14-е место. Но вот только одна беда - Ставрополье оказалось не в топе списка, а… в конце рейтинга. Краевой центр получил низшие оценки экспертов по всем основным показателям проведения госзакупок на Ставрополье и характеристику муниципального образования с крайне низкой прозрачностью.
От рассвета до отката
По данным Минэкономразвития РФ, в целом бюджетные организации в России всех уровней каждый год тратят на покупку товаров и услуг порядка 7,5 триллионов рублей в ходе заключения 11 миллионов госконтрактов. Процесс выставления заявок и организации торгов регулируется печально «знаменитым» Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Столь одиозную славу он получил благодаря множеству правовых пробелов, позволяющих чиновникам трактовать его по своему вольному усмотрению. Разумеется, за свободной трактовкой норм закона волей неволей просматриваются «шкурные» интересы: лоббирование аффилированных и не очень аффилированных структур. В результате одних «сталкивают» с торгов, другим дают «зелёный» свет и обеспечивают режим максимального благоприятствования.
В 2011 году (на тот момент президент Дмитрий Медведев) констатировал: в ходе госзакупок расхищается не менее 1 трлн рублей, или около 10% выделенных средств. При этом эксперты говорят, что воруют еще больше - на самом деле до 40 - 50% уходит в виде откатов в карманы чиновников.
В конце ушедшего года председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин по поводу проведения госзакупок подвёл итоги. Безутешные. «Каждый год из средств, выделяемых на госзакупки, похищают один триллион рублей», - заявил он. Но каким бы хорошим или плохим не был пресловутый ФЗ-94, равно как и любой другой закон, исполнение и контроль за соблюдением его норм лежит на чиновниках.
В начале декабря 2011 года, в ходе проведения совещания в Пятигорске по рассмотрению проблемных вопросов, имеющихся у государственных и муниципальных заказчиков, председатель комитета Ставропольского края по госзаказу Александр Абалешев озвучил, без преувеличения, шокирующие цифры. К сожалению, они не были оценены «по достоинству» СМИ и представителями общественности.
В докладе Александр Абалешев, в частности, отметил: почти 20 % от заключаемых государственных контрактов уходит поставщикам товаров и услуг, чьи предприятия находятся за пределами края. При этом у субъектов малого предпринимательства в крае размещается лишь половина от возможного предела госзаказа, установленного законом. Более активная позиция поставщиков края, по мнению экс-председателя, позволила бы использовать потенциальные резервы и увеличить на 1,5 миллиарда рублей сумму заключаемых субъектами малого предпринимательства контрактов.
Также А. Абалешев обратил внимание собравшихся, что «количество закупок, где в конкурсной процедуре участвовал единственный поставщик, в ряде муниципальных районов края превышает 40 процентов. Это - значительно выше среднекраевого уровня. Кроме того, цены в заключенных в 2010 году муниципалитетами контрактах, в некоторых случаях более чем на 30 % превышают среднерыночные».
По сути, чиновник, ответственный за проведение госзаказа, уподобился хрестоматийной унтер-офицерской вдове. Он публично расписался в полном провале работы вверенного ему комитета. Как следует из доклада А. Абалешева, получается, что обеднела земля ставропольская на предприимчивых людей. Выходит, что в некоторых районах Ставрополья работает единственная фирма торгующая оргтехникой, бумагой, бензином и соляркой, действует единственный ЧОП и уникальный, потому что, опять же, - единственный банк, выдающий кредиты…Чиновники даже не удосуживаются (ради «внешних приличий») задействовать в торгах фирму-однодневку, которая поучаствовала бы в тендере формально. А зачем? Своя рука владыка, всё схвачено - сунется «чужой», мы ему покажем, почём фунт лиха. Поэтому и стараются ставропольские предприниматели участвовать в конкурсах и тендерах по всему Северному Кавказу, работать где угодно и на любых условиях, но только не в Ставропольском крае.
В чужое министерство со своим тендером
Анализ проведения тендеров и аукционов в Ставропольском крае - на страницах региональных СМИ встречается крайне редко.
Причин здесь, на мой взгляд, несколько. Во-первых, предприниматели, представляющие собой малый и средний бизнес, не желают обращаться в правоохранительные и надзорные органы, а стараются решить конфликт финансово-дипломатическими методами. Или стороны полюбовно договариваются, что в данном тендере они не будут участвовать, или же несут в кабинет чиновника конверт, сами знаете с чем.
Вторая и главная причина, по которой предприниматели стараются не поднимать шум в случае откровенного «кидалова» при проведении тендера, - есть нежелание ввязываться в прямые конфликты с сильными мира сего. Ведь ни для кого не секретом, что, как правило, за фирмами, из года в год «побеждающими» в одних и тех же муниципальных образованиях, министерствах и ведомствах, стоят родственники, друзья или просто деловые компаньоны чиновников. В сущности, доклад господина А. Абалешева лишь подтверждает этот секрет Полишинеля.
Приятное исключение в этом ряду молчаливо-согласных предпринимателей занимают крупные коммерческие структуры из других регионов, которые участвуют в тендерах по всей России. Для них проигранный тендер и затеянный затем скандал не означают чего-либо из ряда вон выходящего. Выкинули с рынка - нате, получите жалобу в УФАС и прокуратуру.
Случай с проведением «тендера» Министерством финансов Ставропольского края, о котором сейчас пойдёт речь, вполне типичен для региона. Исключение здесь составляет лишь «методика» вышвыривания предпринимателей, влезших на чужую «поляну», степень наглости чиновников, ошалевших от многолетнего сидения в сытной синекуре и реакция предпринимателей, доведённых незаконными действиями чиновников до крупных финансовых убытках.
16 ноября прошлого года на официальном сайте госзакупок -
www.zakupki.gov.ru, был опубликован
заказ № 0121200002812003837 «Оказание услуг постраничной печати для государственных нужд Ставропольского края». В качестве заказчика выступило Министерство финансов Ставропольского края. Максимальная цена контракта была определена суммой в 2 миллиона 695 тысяч рублей. 3 декабря 2012 года составлен протокол подведения итогов аукциона, также опубликованный на общероссийском сайте, согласно которому победителем электронного аукциона было признано ООО «Торгово-Сервисный Центр Ника». Эта организация предложила в ходе аукциона наименьшую цену - 2 миллиона 386 тысяч рублей. Второй участник аукциона - ООО «Портал» - предложил цену в 2 миллиона 400 тысяч рублей.
17 декабря (внимание!!!) опубликованы сведения о заключённом контракте № 01212000020 12 000049.
Казалось бы, победитель определён, можно приступать к работе, служащие минфина будут обеспечены бумагой и оргтехникой (она составляет основную стоимость контракта).
Однако уже 24 января этого года Минфин опубликовывает на сайте госзакупок сведения об исполнении (расторжении) злосчастного контракта, а 6 февраля публикует информацию о заключении контракта с… правильно, ООО «Портал».
Что за бред, воскликнет человек, на практике хотя бы мало-мальски знакомый с юридическими особенностями заключения и сопровождения госконтрактов. Федеральный закон вообще не предусматривает их одностороннее расторжение. Чтобы чиновники, вертящие бюджетными средствами «по щучьему велению, по моему хотению», не прельщались соблазнами подобного рода.
В ФЗ-94 об этом сказано следующим образом: «Расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным
гражданским законодательством». В судебной практике, правда, широко используется Постановление Президиума Верховного Арбитражного суда РФ от 25 ноября 011 № 9382/11, которое определяет, что «заказчик может расторгнуть государственный контракт на выполнение подрядных работ, руководствуясь основаниями, изложенными в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации».
В Постановлении также указывается «расторжение госконтракта или муниципального контракта по инициативе заказчика возможно по правилам, которые предусмотрены в пункте 2 статьи 715 ГК РФ». Внимание! Основной и единственной причиной расторжения сделки со стороны заказчика (муниципального или государственного органа) может стать нарушение подрядчиком своих обязательств. Как правило, это касается задержки сроков окончания работ.
Имело ли место нарушение исполнителем, в данном случае ООО «ТСЦ Ника», своих обязательств? Судите сами.
Ирония минфина, или с Новым годом
29 декабря 2012 года специалисты фирмы привозят в краевой минфин 91 единицу техники. Служащие министерства, в свою очередь, принимают её на ответственное хранение, о чём составляет отдельный акт.
В этот же день сотрудники ООО «ТСЦ Ника» пытаются начать установку и запуск в эксплуатацию доставленной оргтехники. Однако представители минфина СК, в лице замначальника отдела информатизации Юлии Москалевой и замначальника отдела информатизации учебного центра Артёма Акопяна указывают «никовцам» на невозможность установки и запуска оборудования. Причина, как они объясняют, связана с тем, что «контракт с ООО «ТСЦ Ника» вступает в силу с 1 января 2013 года». К тому же до конца года (остаётся всего два дня) у минфина действует госконтракт с предыдущим поставщиком услуг и оргтехники. Этот госконтракт действует до 31 декабря, включительно.
Что это за поставщик? Да, да, да… как уже догадался внимательный читатель речь идёт об ООО «Портал», предприятии, проигравшем тендер на 2013 год. В чём здесь подвох и в чём состоит «изюм», как говорил один из героев телесериала «Бригада»?
Об изюме - речь позже. Пока - вернёмся к хронологии событий по вышвыриванию «чужих».
Итак, представители минфина, два замначальника, повелевают сотрудникам «ТСЦ Ника» начать установку оборудования в соответствии с требованиями госконтракта, то есть в первых числах января.
Как известно, в это время у всей России праздничные каникулы. Люди встречают Новый год, готовят вкусности и ходят в гости. Но в отличие от большинства населения края специалисты «ТСЦ Ника», будучи людьми дисциплинированными, стоически переносящими форс-мажорные обстоятельства, «в первых числах января» пытались связаться с ответственным лицом из минфина, А.Р. Акопяном, используя для этого все возможные виды связи.
Распечатку «любовной» переписки «ТСЦ Ника» с указанным персонажем новогодней ист(е)ории мы опустим, дабы не травмировать легкоранимую психику всех предпринимателей Ставропольского края, имевших возможность работать ранее с чиновниками. Скажем только, что продолжался роман в письмах с 2-е по 7-е января и был, как мы говорили выше, безответным… По причине того, что А.Р. Акопян, равно как и все другие граждане РФ, служащие минфина СК и др., отдыхал в период новогодних каникул.
Наконец, 7 января старший инженер «ТСЦ Ника» Дмитрий Чекаленко прибыл на место встречи, которое, как указано в госконтракте, изменить никак нельзя - улицу Льва Толстого, 39.
На этот раз всё те же Ю.В. Москалёва и А.Р. Акопян сказали визитёрам, что «установка оборудования в данный момент невозможна по причине отсутствия доступа к кабинетам и потребовали установить оборудование в первый рабочий день - 9 января 2013 года».
На следующий день, 8 января, руководство «ТСЦ Ника» направило на имя министра финансов Ларисы Калинченко официальное письмо. В нём предприниматели изложили все сложившееся к этому дню коллизии выполнения госконтракта и попросили министра обеспечить доступ сотрудников организации в министерство для установки оборудования.
По завершению новогодних праздников, 9 января. специалисты с утра приступили к установке оргтехники.
Через два дня, 11 января, было полностью установлено и введено в эксплуатацию более 60 единиц техники. Кроме того, специалисты фирмы провели специальный консультационный курс для служащих минфина по правилам эксплуатации дорогостоящего оборудования. Было проведено, как и положено, тестовое копирование документов и составлен документальный акт о выполненных работах.
«Новое» или хорошо забытое старое?
Казалось бы, вот и всё. Наконец-то служащие минфина могут сказать «спасибо» специалистам «ТСЦ Ника», которые обеспечили их техникой в первый же день после завершения праздников, пожать им руки и заниматься текущими делами, но… в любой истории, пусть даже и новогодней, бывает это «но», портящее любой сказочный сюжет.
Ну разве не сказка, только что поведанная история? Несмотря на вполне солидный срок своей работы на рынке, с 1999 года, ООО «ТСЦ Ника» впервые участвует в электронном аукционе, заказчиком которого выступает министерство финансов СК. И сразу же - побеждает! Самое главное - спокойно, свободно, заметьте, что немаловажно, - без отката!
Оборудование, несмотря на проволочки со стороны служащих минфина и благодаря назойливости сотрудников фирмы, потративших все новогодние праздники на упражнения в эпистолярном жанре, установлено и работает. Как говорится, всем спасибо, все свободны. Хэппи энд - налицо.
Но… В 4 часа пополудни 11 января сотрудникам «ТСЦ Ника», ещё не покинувшим здание минфина, поступило устное указание от первого заместителя министра финансов Сергея Трошина о запрете дальнейших работ по установке оборудования, которое к тому времени, кстати, уже было установлено.
Сразу же после поступления «указиловки» от С. Трошина сотрудники фирмы составили соответствующий акт об оказанном немотивированном противодействии со стороны чиновника.
Интересная деталь. Оборудование предыдущего исполнителя услуг по этому же контракту, действовавшему, как было сказано ранее, до 31 декабря 2012 года, вплоть до 11 января года нынешнего оставалось на своих прежних местах, подключённое и готовое к эксплуатации. По каким-то «странным» и туманным причинам оно осталось «невостребованным» его хозяевами из ООО «Портал», которое «подзабыло» технику в кабинетах, где она и простояла в течение всего года. По словам сотрудников ООО «ТСЦ Ника», они видели, как в министерство финансов СК в этот же день явились сотрудники ООО «Портал». По всей видимости, целью визита было проверить оборудование этот предприятия, оставшееся в минфине, для его дальнейшей эксплуатации.
Подождите, как это, спросите вы. Какое отношение после истечения контракта - 31 декабря - ООО «Портал» имеет к технике, оплаченной в его рамках? Ведь эта техника является собственностью минфина, имуществом, находящимся на балансе бюджетной организации? Разве нет?
НЕТ!!! В том то и заключается вся «загогулина». По условиям контракта после завершения срока его действия вся поставленная оргтехника остаётся в собственности поставщика, а не минфина, оплатившего её стоимость сполна, полновесными бюджетными деньгами.
По условиям предыдущего контракта, который ООО «Портал» выиграло в июле прошлого года, предприятие должно было оказать минфину услуги постраничной печати в объёме 740 тысяч страниц. Общая стоимость услуг составила 1 миллион 660 тысяч рублей, или по 2 рубля 24 копейки за страницу.
Для сравнения скажем, что стоимость одноимённой услуги (ксерокопирование) в различных магазинах и торговых точках Ставрополя колеблется от 1 до 1,5 рублей максимум. Это притом, что речь идёт о мелкой рознице, выполненной на маломощной, «полубытовой» технике, а не на высокотехнологичных дорогостоящих копировальных устройствах, имеющих весьма внушительный ресурс использования, а, стало быть, и более низкую себестоимость производимых копий.
По сути, чиновники минфина, проводя «тендер», закладывают в стоимость услуг и стоимость оргтехники, владельцем которой каждый раз исправно остается «единственный» поставщик «услуг» - ООО «Портал».
Представьте себе ситуацию, когда обыватель вызывает на дом работников для проведения ремонта. После того как стороны договорились о цене, о том что и как нужно сделать, строители просят купить им дорогостоящие инструменты, которые после завершения ремонта останутся у них, профессионалов своего дела, рыцарей без страха и укропа.
Нетрудно предсказать, какова будет в таком случае реакция гражданина, посчитавшего, что предлагаемые ему «условия» попахивают если не наглостью, то, по крайней мере, абсурдны. И зачем ему, спрашивается, отдавать свои кровные сбережения непонятно кому и за что? Строителей для ремонта квартир, хвала экономическому кризису, хватает. Таких «деятелей» полно на рынке, и они не «единственные» участники рынка, можно поискать и других, если вы задались целью сэкономить родную копейку, а не «срубить по лёгкому капусту» за счёт бюджета.
На сайте госзакупок Ставропольского края на суд общественности выставлен «Сводный рейтинг размещения заказа по министерствам и подведомственным учреждениям по итогам состоявшихся торгов и запросов котировок за 2011 год» (итоги за 2012 год ещё не подведены).
В графе «Экономия по результатам торгов» министерство финансов СК имеет показатель в 3,32 %. Это один из самых низких показателей среди других министерств и ведомств правительства Ставропольского края. При этом следует заметить, что освоило министерство в 2011 году 1 миллиард 79 миллионов рублей (третье место по распределению финансовых средств после краевого минздрава и министерства дорожного хозяйства, экономия у которых составляет 10, 49 и 5,78 % соответственно).
Это ли не повод задуматься для губернатора края Валерия Зеренкова, чтобы сделать соответствующие организационно-кадровые выводы?
Не секрет, что бюджет края испытывает острый дефицит средств на текущие нужды, из-за чего всё тот же минфин с пугающей регулярностью проводит открытые аукционы на оказание услуг «по предоставлению денежных средств в форме открытия кредитной линии для финансирования дефицита бюджета Ставропольского края и погашения долговых обязательств Ставропольского края».
Тема проведения различных аукционов в минфине с «единственным» участников торгов, поистине неисчерпаема и мы, надеюсь, уделим ей внимание в своё время, однако сейчас вернёмся перипетиям с выполнением условий госконтракта ООО « ТСЦ Ника».
16 января 2013 года в адрес руководителей предприятия поступило уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке от… (наберите в грудь побольше воздуха) 11 января 2013 года. Подписано письмо было министром финансов СК Л. А. Калинченко. В своём послании «нерадивым» предпринимателям Лариса Анатольевна указывает, что «…ООО «Торгово-Сервисный Центр Ника», не оказывая с 22.12. 2012 г. министерству финансов Ставропольского края услуг постраничной печати, существенно нарушает условия контракта».
И ещё: «Требуем в срок до 18 января 2013 г. освободить помещения министерства финансов Ставропольского края по адресу г. Ставрополь, ул. Л. Толстого, 39 от предоставленного Вами оборудования за счёт собственных сил и средств».
В русском фольклоре подобный «ответ» называется «апельсины закончились, высылайте новый телескоп». Как следует из смысла сказанного Ларисой Калинченко, оказывать услуги постраничной печати в декабре в минфине должны были сразу две фирмы - ООО «Портал» (госконтракт действует до 31 декабря) и ООО «ТСЦ Ника».
Не многовато ли будет, Лариса Анатольевна? Параллелизм губителен в работе, что в обеспечении множительной техникой и подрядчиками, что в выдаче указаний руководства.
Замначальники профильных отделов министерства говорят одно, заместитель министра - второе, министр - третье, а сайт госзакупок выдаёт четвёртый результат - «Исполнитель приступает к оказанию услуг с 01 января 2013 года».
По какой же такой веской причине возникли разночтения с датой? Может быть, Лариса Анатольевна пользуется каким-то своим, особенным календарём? Может быть, у Сергея Трошина, первого замминистра финансов, проявившего в конфликте такую ретивость, своё видение, каким должен быть добропорядочный, читай, «единственный», поставщик услуг для щедрого министерства? Кто знает. На сегодня известно только одно. В ООО «ТСЦ Ника» намерены обжаловать так называемое «расторжение» госконтракта в арбитраже и обязать минфин исполнять взятые на себя обязательства по госконтракту.
К чести ставропольского бизнес-сообщества, которому изрядно поднадоели подобные капризы и выкрутасы краевых чиновников, предприниматели обратились с открытым письмом к вице-губернатору - председателю Правительства Ставропольского края Юрию Тыртышову с просьбой покончить с творящимся безобразием.
На руках у «ТСЦ Ника» осталось неиспользованного оборудования на 1,5 миллиона рублей, которое фактически не может быть продано по действительной цене, так как статус техники можно оценить как «б/у» или «бывшим в употреблении».
Вместо послесловия:
- Но это не самое страшное для нас, - комментирует ситуацию технический директор ООО ТСЦ «Ника» Сергей Макеев. - Благодаря таким «умелым» и «правомерным» действиям руководства минфина ООО «ТСЦ Ника» поставлена на грань выживания. Нас просто загнали в угол. Мы намерены отстаивать свою честь и деловую репутацию в суде. Надеемся, что закон окажется на нашей стороне.
Алексей Медведев
Продолжение следует?