107В статье
"Стихотворения А.А.Фета" Василий Боткин, полемизируя с утилитарным представлением о литературе, сам весь впадает в "полезность". Отстаивая право поэзии на существование, он именно доказывает её полезность, применимость, естественность (историчность).
В споре он не далеко уходит, ибо привязан к колышку главенствующей в умах позитивности мышления. Только и может, что, самому себе противореча и довольно наивно отказываясь определять сущность поэзии, доказывать: поэзия полезна, полезна, полезна. Кроме того поэзия для Боткина деяние преимущественно бессознательное, и тут Василий Петрович в полушаге от определения М.Мамардашвили: "мысль это то, что вовне нас и от нас не зависит". Но Боткин остаётся с Платоном, поэт у него всё-таки "пифия" - одержимый. Поэзия - инстинкт. Боткин доказывает лишь, что поэзия не обязана служить "практическим целям". Но ведь и убеждает противников лишь в том, что и в самом деле не нужна такая поэзия.
И ещё один важный момент. Поэзия, литература по Боткину - именно "выражение мысли, чувства, воззрений... человека" - вторичны по отношению к "жизни". Есть "духовное содержание" и пока оно есть - "непременно будет... искусство". Оно - орудие "нравственных идей". Эта мысль суть то же, что рассуждения Чернышевского.