Jan 12, 2014 15:38
У Умберто Эко в "Таинственном пламени царицы Лоаны" описан довольно любопытный феномен, который я мгновенно опознала у себя.
Герой Эко смутно помнит невероятную историю о царице Лоане, которую он читал в детстве. История это была сказочной, значительной, манящей, скрывающей забытые тайны и какой только не. Он ищет источник воспоминаний об этой магической истории и находит дешевый предвоенный приключенческий комикс о веселых героях, которым подарила сокровища схематичная царица Лоана.
Похожие мои истории оказались впоследствии более достойными, но чувство того, как история лишается магии, точно такое же.
И дело тут вовсе не в "нравилось-разонравилось" или в "вырос из книги", а вот в этой силе детских чувств, которая обогащает совершенно рядовые сюжеты, но исчезает с возрастом.
У меня есть три истории такого расколдовывания.
Первая - это роман "Маленькие женщины" Олкотт, вернее его первые главы, напечатанные в литературном альманахе. Эта история меня меня совершенно заворожила, казалась воплощением всего рождественского, тайного детского, теплого и волшебного. А их игра в пилигримов? Я не понимала тогда, в чем же она заключается, но явно же она была магической в прямом смысле этого слова. Как же я искала эту книгу по всем библиотекам... А потом уже студенткой столкнулась и с книгой, и с ее продолжением "Хорошие жены", и с их экранизацией. И ужасно расстроилась - книга оказалась не только плоской и скучной, но и довольно грубо прыгающей по голове с классическими нравоучениями "отдай свой нищий завтрак еще более нищим, чтобы они тебя еще чем-нибудь позаражали", "сестра из-за придуманной обидки сожгла твою рукопись - надо ее тут же "понять и простить", ну, а что там во "взрослой" части начинается... В общем, лучше бы я не находила эту книгу;(
Вторая - это итальянский сериал "Пещера золотой розы"("Фантагиро"), особенно его 3 и 4 сезоны. Невероятные подвиги, прекрасные герои, страшная магия, (которая, естественно, "имеет свою цену"), тайны, от объяснения которых ахаешь, и даже тонкий эротизм, совершенно неявно вплетенный в приключенческий сюжет. Но самое главное, это то самое волнующее чувство богатства истории, волшебства и тайн, которые можно разгадать, стоит только протянуть руку, и все равно не дотягиваешься...
Сериал я тоже нашла уже студенткой, с удовольствием пересмотрела, нашла пропущенные серии 2 сезона, поумилялась плюшевым монстрам, повеселилась над сантабарбарными развязками. И все хорошо, только вот это крепкое доброе и остроумное кино имеет очень мало общего с тем, что я вспоминаю о своих воспоминаниях. И у меня до сих пор замирает сердце.
Третья история наименее разочаровывающая, просто обезмаженная. Это рассказ Куприна об условности красоты "Синяя звезда". Ничто не вернет крышесносного аромата сказки. Я вижу просто мудрую и довольно прозрачную притчу, которую, кстати, (в отличие от "Маленьких женщин") очень рекомендую читать всем девочкам.
А у вас были похожие истории о том, как воспоминания о том, что прочитано/просмотрено в детстве сильнее и ярче реальной книги или фильма?
перемены,
via ljapp,
сказки,
прошлое/будущее,
книги