Посмотрел недавно фильм "Педагогическая поэма", на мой взгляд, затрагиваются суперактуальные сегодняшние темы.
В разговоре с молодежью на тему
регресса (сворачивания социальной сферы - образования, медицины, культуры) меня спросили - а как быть с детдомами? Ведь детдомовцам сложнее в нышешнем мире насаждаемого порока искать себя, как бы не наломали дров во время скитаний и поиска себя -
надо же им дать смысл.
Конечно надо, ответил я, вполне можно опереться на советский опыт, например на Макаренко. И тут я почувствовал непонимание, мой собеседник не слышал про Макаренко и его "педагогическую поэму"! Из беспризорников выросли отличные граждане советской страны, которые воевали (например, Калабанов), стали уважаемыми людьми. И что самое главное - из тех, кто прошел колонию Макаренко никто не вернулся на криминальный путь, можем сказать - ни одного рецидива!
А это значит, что современная молодежь уже почти отключена от советского опыта - вот они ядовитые плоды предательства перестройщиков.
Но как была устроена методика Макаренко и насколько она актуальна для нынешнего момента - я не мог ответить на эти вопросы даже сам себе, поэтому посмотрел фильм и естественно, собеседнику дал ссылку:
Click to view
При просмотре фильма особенно запали следующие идеи:
1) Макаренко занимался созданием Нового Человека;
2) Фрагмент, где Макаренко на фразу "Вы обязаны нас кормить", говорит, что завтрака не будет, пока вы не нарубите дров
3) После того, как Макаренко в пылу гнева дал оплеуху обнаглевшему детине Задорову, Екатерина Григорьевна спрашивает, неужели восторг воспитанников к такому жесткому поступку это привычка к рабству? А ведь это типичная атака на Историю нашей страны, ведь именно так говорят разрушители нашей истории: народ-преступник, который всегда желает посадить себе Тирана.
Макаренко с ней не соглашается и говорит, что они прекрасно понимают, что могли бы его искалечить, или он мог бы их отправить из колонии как неисправимых и делает вывод, что воспитанники видят только гнев.
4) Затем, Макаренко пишет: "ограничиваться только жалостью к нашим воспитанникам мы не имеем права. Для их же спасения мы обязаны быть непреклонно требовательными, суровыми и твердыми, пока не найдем другой метод" - здесь имеется в виду создание Нового Человека. В цитате Макаренко замените "воспитанникам" на "беженцам с Ближнего Востока" и получите готовый рецепт для решение проблем беженцев в Европе.
5) В фильме (и книге) Макаренко говорит о том, что "коллектив должен видеть впереди лучший завтрашний день, стремться к нему в радостном напряжении - веселой мечте" - по его мнению только так можно преодолеть расхлябанность, необязательность колонистов. Но ведь это фактически - формула произрастания для элиты!!! Вот что готовилось в детских домах/колониях СССР (кстати, решением проблемы беспризорников занимался лично Дзержинский и его чекисты).
6) Макаренко: "дайте нам что-нибудь такое, что бы голова закружилась от работы! Ведь у вас же много всего, не только одни педологиеские принципы!" -
в статье, где разбирается педология в своей книге «Психология умственно отсталого школьника» пишет Сусанна Яковлевна Рубинштейн дает ей следующее определение: "Педология - лженаука о детях - основывалась на теории функциональной психологии, согласно которой психические функции: память, внимание, интеллект и свойства личности рассматривались как врожденные, обусловленные наследственностью способности человека. В соответствии с этой ложной теорией педологи считали, что умственные способности ребенка «роковым образом» предопределены его наследственными задатками и являются величиной более или менее постоянной, мало зависящей от воспитания и обучения. Исходя из такого понимания умственных способностей ребенка, педологи считали, что эти способности можно и нужно количественно измерять с целью последующего распределения детей по разным школам, в зависимости от результатов этого измерения. Так педологи и действовали"
Цитата из статьи: "То есть педологи, стремившиеся навязать советскому образованию свой весьма далеко идущий подход, считали возможным разделить учащихся на несколько сортов и наполнить школы принципиально разного качества учащимися соответствующего сорта. Причем произвести сортировку учащихся они хотели в раннем возрасте - однажды и навсегда."
Насколько я понимаю, этот подход полностью противоречит подходу Макаренко, который как настоящий коммунист добивался раскрепощения и пробуждения высших творческих способностей в каждом человеке.