Если вы хотите узнать, что такое недоумённый стеклянный взгляд - спросите у человека лет 15-22, кем он хочет стать, что делать, к чему стремиться и чем заниматься. Не в смысле машина-квартира-зп 200к - а глобальнее.
Не портрет - а зарисовка.
Подобный вопрос, кстати, порой вполне успешно ставит в тупик и человека лет 25-30. И меня в последнее время совсем не удивляет ответ, что за них университет и специальность выбрали родители.
Я считаю, что мне очень повезло, что в свои почти 20 до меня дошло, чего я хочу на самом деле. Я самостоятельно смогла разобраться со многим вопросами и понять себя, хотя впереди меня ждёт ещё много открытий и шагов. Это сейчас - маленькое чудо. А так я ничем не отличалась от представителей того самого нового «потерянного поколения», которое топчет землю по привычке и которое принято одновременно и ругать, и смотреть на него с надеждой (вдруг мы что-то изменим?).
Мы ничего не хотим. Мы ни к чему не стремимся. У нас нет ориентиров и авторитетов. Это всё довольно верно подмечено. Но почему? А ведь ответ простой и лежит на поверхности. У нас просто нет времени. Да, я знаю, что это утверждение можно поднять на смех, так как у молодого поколения всегда находится время на лень, тусовки, интернет (нужное вписать) и всяческое разгильдяйство.
Но это не совсем их вина. Порой мне кажется, что все эти тусовки и зависания в чатах…от безысходности, от отсутствия Дела в жизни, страсти, Идеи, в конце концов. А самоутверждаться же надо, надо доказать себе и другим, что ты чего-то стоишь, что ты не хуже других и потребляешь кислород не просто так.
Человек может и должен воспитать себя сам. Но ему нужен фундамент, опоры, которые самому заложить невероятно тяжело. Нынешнее поколение просто не приучили думать, работать над собой, задавать вопросы себе, миру, окружающим и жить осознанно. Они просто делают то, что им говорят (родители, учителя, интернет, телевизор - не важно), бездумно плывут по течению. Им не помогли определиться и выбрать. Да, именно Выбор человек должен сделать сам. Но помочь ему должна школа и родители.
Итак, идём по горячим следам - то есть по типичной биографии человека, которому сейчас, предположим, около 18 лет.
В 8 классе ты должен решить, чем будешь заниматься всю оставшуюся жизнь. Это - очень ответственный шаг, потому что от него зависит, какие предметы у тебя будут профильными и на какие дополнительные занятия (продлёнка для самых больших, ей богу) ты пойдёшь. Скажите мне, кто в 14 лет точно знал, кем он хочет быть? Без розовых очков и романтических порывов, которые возникли после просмотра какого-либо фильма. Вот я - нет.
Насмотревшись «Блондинки в законе» я вообще твёрдо решила стать юристом (а на самом деле мне нравился один из актёров и я хотела рядом с собой такого же).
В 9 классе ГИА и вас дрессируют-дрессируют-дрессируют. А осознанности особо не прибавляется. Это - первая гонка, и о неё зависит, в класс с каким профилем вы окончательно попадёте: математический, естественно-научный или гуманитарный. И замечательно, если хочется читать, творить, гулять - а не сидеть за ноутбуком или страшаться. А страшают сильно. Такое ощущение, как будто от этого жизнь зависит. Незаметно ты начинаешь оставаться в школе допоздна. И часто в это время начинают появляться репетиторы, потому что ты перестаешь понимать программу. В 10-11 ЕГЭ перестаёт быть чем-то мифологическим и гонка ускоряется. Теперь у тебя 4 маршрута: школа - дом, дом - школа, дом - курсы и, моё любимое, курсы - дом, потому что ты сразу ложишься спать. Думать некогда, надо натаскиваться на экзамен.
И в итоге ты 4 года жизни вместо самопознания и саморазвития занят только тем, что набираешь баллы. А для чего - непонятно. И неизвестно, как в этом плотном графике выкроить время на самого себя, потому что всё это невероятно выматывает. Ты живёшь от воскресения до воскресения, чтобы, наконец, выспаться! Просто поспать в своё удовольствие. Если получится - задали-то тоже немало. Некогда думать, когда все вокруг требуют от тебя встроиться в схему, чтобы давать устраивающий их результат. И в итоге эти уже уставшие от всего люди, старики в душе в буквальном смысле, дорвавшись до университета, вместо гранита знаний грызут печеньку развлечений, потому что ну наконец-то можно отдохнуть!
У нас, как я помню, в 8 и 9 классе 2 раза была модная нынче «профориентация», которая состояла из маленького текста и разговора с школьным психологом. И на каждой мне говорили, что я, дескать, творческая личность и мне нужно творить. Что творить, как творить, кого творить - это не уточнялось. Я не понимаю, зачем нужны знания, которые нельзя применить на практике. Это я сейчас знаю, что контент - один из самых востребованных продуктов. Вариантов для маневра в этой сфере достаточно много. И на этом можно неплохо зарабатывать. А тогда меня пугала перспектива балансировать на пороге бедности и всесторонней нереализованности. А всё потому что никто и ничего о современных тенденциях не знал: ни учителя, ни психологи, ни, тем более, родители, которые заняты зарабатыванием денег и им не до того - не у кого было спросить, не с кем об этом поговорить.
Самое странное, что лезть в такой ситуации в интернет - почти гиблое дело. Да, в нём есть всё. Но пока ты нужное «всё» найдёшь - прилично походишь по граблям и замучаешь свой мозг и организм ненужной и порой откровенно вредной информацией. Одни тебе говорят: «выйди из зоны комфорта» - и всё будет, вторые - не выходи, расширь её. И таких примеров - миллион. Можно просто с ума сойти, пока ты поймёшь, что к чему и сможешь всё это связать. С книгами не легче, так как методик всего в мире существует видимо-невидимо и нужно быть победителем шоу «интуиция», чтобы с первого раза подобрать себе именно то, что надо. И, опять же, посоветовать некому.
Положа руку на сердце, я сейчас самым адекватным вариантом считаю или поход в центр профориентации (как я знаю, в России есть несколько крупных и хороших), или занятия с психотерапевтом, который познакомит вас с вашими тараканами. Но и того, и другого сейчас боятся как огня, считая их шарлатанами. И это - грустно. И я уже молчу про то, что на это может просто не быть денег.
Третий вариант - это разговаривать, как можно больше разговаривать, интересоваться друг другом. В становлении моего понимания, для чего я вообще газон порчу, немалое участие приняли мои друзья того времени. Некоторые до сих пор рядом и стоически терпят мои выкручивания им мозга. Но не все могут похвастаться таким кругом общения.
И поэтому одна из тем моих постов - лайфхаки, основанные на личном опыте наступателя на грабли 90lvl, по правильному разговору с самим собой: какие вопросы нужно себе задать, чтобы понять, кто ты, чего ты и именно ты хочешь, что прочитать и что сделать, чтобы начать свою осознанную жизнь.