пропил ли географ глобус

Jan 13, 2014 01:31

Зацепил меня «географ», не могу отделаться от ощущения какой-то недосказанности. Вроде и плохо все, а хорошо. И грустно, что пиздец, а на душе тепло и счастливо.
Легенда или то, что казалось бы лежит на поверхности: интеллигент - неудачник, оказывается в ситуации, когда отступать уже некуда. Пытается заработать хоть немного денег и в результате оказывается в непростой ситуации, откуда либо на коне, либо на щите. В результате всех передряг, душевных переживаний и физических испытаний, он вроде как, чудом выходит победителем, но в последнюю секунду получает удар топором в спину и возвращается туда, откуда все начинал. Туда ли? Это не единственный вопрос, на который у меня пока нет ответа.
Получается, мораль в том, что жизнь российской интеллигенции в России обречена. Перспектив нет и эта жесткая деградация, которая сквозит поземкой по заснеженной реке, ржавым кораблям и обшарпанным балконам панельных девятиэтажек, постепенно разрушит всю страну. Потому что, вроде как, интеллигенты, ученые и поэты - единственный двигатель прогресса и развития - нет двигателя, значит страна в кризисе, упадке и ожидании конца. А если это еще не понятно жителям столицы, то в глубинке этот процесс обнажен и просвечен на божественном рентгене.
Грустные эти мысли, находят подтверждение и в текущей экономической ситуации и статистических данных - Россия будет существовать ровно столько, на сколько хватит нефти и газа. Короче все плохо и про это фильм - именно поэтому он заканчивается тем, чем начался - ходим по кругу, выхода нет.
Теперь попробуем противопоставить этой мощной и реалистичной версии хоть что-нибудь.
Может быть за время повествования что-то изменилось в окружающем мире? - Да. Прошла зима, настало лето. И это, как ни странно хорошо и вселяет в мое сердце оптимизм! Потому что до вечной зимы еще далеко и естественный ход вещей символизирует о естественности всего происходящего. Типа все идет своим чередом и есть время на надежду.
Может что-то изменилось в учениках, которые ходили в поход? - Да. По крайней мере от той серой массы, к которой обращен монолог географа, играющего в карты, их отличают сильные совместные переживания. Откуда я это взял? - наверное потому, что с радостью они бросаются к нему, когда видят проходящим мимо школы. И этот жесткий монолог, который географ обратил к ним, сменился на теплоту взгляда. Смогли бы оказаться они в походе не окажись на пути их подобный персонаж? - вряд ли. Сумели бы почувствовать и пережить, то что пережили - думаю, нет. И как ни странно, все возможности были им даны только благодаря уникальной способности главного героя напиться и забыться в нужный момент. Представить что повел их в поход тренированный трезвенник, свято соблюдающий дисциплину физкультурник- и грош цена такому походу. Потому что нет в нем места для героизма, душевности, близости и остроты победы. Для чего еще нужен этот жесткий монолог, который звучит в момент отчаяния и карточной игры? - думаю для того, что бы показать, что словами не достучаться. А походом достучаться, совместными переживаниями и чем-то еще, что происходит в подобных ситуациях на инфернальном уровне и запоминается на всю жизнь.
Может быть что-то изменилось в географе? - кроме того, что он получил новый жизненный опыт, думаю, самое важное -остался жить. Ходил по грани, но остался порядочным человеком, интеллигентом. А значит, надежда у российской интеллигенции на жизнь есть). Надежда эта странная и тяжелая, ибо все, что происходит, происходит вопреки. Но, видимо, в этом и есть суть и смысл русского характера - что бы тяжелее, что бы больше трудностей и лишений, что бы грустно было, больно и горько и хотелось выть на луну и пить водку. И что бы от этого было потом тепло и душевно. Потому что не будет, по-настоящему, тепло и душевно, если не было до этого больно, горько и грустно.
И по этой логике, получить, в конце, топор в спину - тоже правильно и естественно. Потому что очень не по-русски, оставить главного героя на коне. Нужно опустить его в говно и заставить оттуда выбираться. Впереди новые трудности и лишения, а значит потом снова будет победа, тепло и хорошо, и градус этой теплоты только вырастет. А то что герой от этого свихнуться может, так тут уже и до святости недалеко, о которой, кстати и рассуждает географ во время лепки пельменей. А с другой стороны может ли свихнуться? - нет, наверное. Он же просто не представляет, что может быть иначе, он ждет этого и всегда к этому говну готов.
Могла ли произойти такая ситуация не в российской глубинке, а в бразильской или монгольской? Думаю нет, хотя обещать не могу. Но логика эта, железная, российская логика, по которой легко объясняется, почему человек, напивающийся в каждой ситуации, требующей от него либо ответственности, либо принятия решения, может быть не просто положительным героем, а героем нашего времени. По которой можно объяснить, почему в человеческой трагедии мы видим надежду на светлое будущее. По которой понятно, что по настоящему хорошо может быть только в тот момент, когда душа рвется на части, такая логика может случиться, думаю, только у нас.
Previous post Next post
Up