May 27, 2009 22:25
2 мая. День второй.
Мне кажется, я похудела ещё больше. Неужели, ещё вчера я была дома? Такое ощущение, что это было давным-давно! Утром город показался гораздо более дружелюбным, чем накануне. Амстердам улыбнулся.
«Нет ничего невозможного, для человека с интеллектом», и в Амстердаме вполне легко ориентироваться… человеку, не страдающему топографическим идиотизмом, то есть я под эту категорию не попадаю по определению. К тому же, жителю Санкт-Петербурга, где всё просто и логично, ориентироваться всё же, на мой взгляд, немного трудновато. В центре улочки узкие и запутанные, они то ведут в никуда, то наоборот, думаешь, что там тупик, но улица вдруг делает резкий поворот и вливается в другую. Ходить по карте ещё более бессмысленно - не все улицы нанесены на туристическую карту, но если придерживаться каналов, то в общем, куда-нибудь выйдешь. А можно ещё как мальчик-с-пальчик, бросать за собой камешки или фотографировать дома на своём пути, а потом по ним искать обратную дорогу.
Большинство амстердамцев выбирает самый демократичный и дешёвый вид транспорта - велосипед. Велосипеды здесь повсюду, для велосипедистов устроены специальные дорожки и установлены светофоры, их оставляют на специальных многоэтажных паркингах, на набережных или прямо на мостах. Велосипеды бывают разные - старые и новые, большие и совсем маленькие, с одинаковыми колёсами и разными, и скрипят они все по-разному. Но особенно забавен велосипед для перевозки детей (некоторые, правда, перевозят там собак и габаритные грузы). Колёса у такого велосипеда разные - переднее меньше, потому что к нему крепится деревянная тележка со скамеечкой, а на ней, если детки совсем маленькие, в зависимости от количества пассажиров, устанавливается одно или два автомобильных кресла - выглядит очень мило.
А ещё им предают индивидуальность, их украшает кто как может - оплетают их лентами, рисуют на них узоры, прикрепляют к ним цветы.
Музей Мадам Тюссо, помнится, во Франции я была от него в восторге. Посмотрим, произведёт ли он на меня снова такое же впечатление.
Я умудрилась прийти к открытию, на улице уже выстроилась приличная очередь, а сотрудники музея ещё только начали развешивать вывески и выставлять ограждения. При входе посетителей встречает Барак Обама, с которым тут же фотографируют в обязательном порядке, и меня тоже ждала эта участь.
Во французском был хотя бы Ельцин, а здесь только Ленин. Зато тут есть нечто вроде комнаты страха - ужасы со страниц истории Голландии - слабонервным вход воспрещен.
Кстати, вход в музей довольно дорогое удовольствие - чуть ли не 20 евро!
Сегодня приступили к уборке города. На газоне Музейной площади группа мужчин, изображая бурную деятельность, лениво убирала последствия недавнего празднования, они накалывали мусор на спицы, похожие на лыжные палки, и складывали его в голубые мешки - выглядело очень живописно.
А вот и одна из целей моей поездки - музей Ван Гога. Так хотелось написать смску «Стою в музее Ваг Гога, наслаждаюсь подсолнухами», но пока до них дошли руки, то есть ноги…
Очередь туда равносильна очереди в Эрмитаж в выходной день. Признаюсь, я её испугалась и пошла пытать счастья в Риксмузеуме. Но там очередь оказалась не меньше. И, взвесив все за и против, а точнее, за и за, я вернулась обратно в музей Ван Гога. На площади всё также продолжают убирать мусор, носятся дети, продают селёдку, очередь еле движется. И вот, всего каких-то полтора часа спустя, я наслаждаюсь шикарными подсолнухами Ван Гога. Прекрасные цветы, прекрасные картины.
После такого можно и перекусить, ведь я это заслужила, а потом, снова часовое ожидание в очереди у Риксмузеума. С некоторыми авторами, чьи картины выставлены в музее, мы хорошо знакомы, это Рембрандт, Халс, малые голландцы. Однако, одно произведение произвело на меня неизгладимое впечатление и повергло меня в культурный шок. Амур Фальконе, я думала, что он такой один, наш, в Эрмитаже… и каково же было моё удивление, когда я встретила тут же на лестнице его брата-близнеца.
И как окончание насыщенного культурными событиями дня - прогулка по каналам на кораблике. Мы отплываем от пристани, где у самой кромки воды выставлены столики, и мужчины в деловых костюмах потягивают пиво. И мы не будем от них отставать. Мы проплываем под разводным мостом. Он совсем не похож на наш. Здесь мосты не разводят каждую ночь по расписанию, их разводят при необходимости, и среди бела дня. Они не производят такого впечатления, какое должны производить разводные мосты. И выглядят они обыденно, в них нет романтики и очарования - сами голландцы говорят, что их мостам до наших далеко.
В трамвае встретила ещё одного поющего под травкой негра. А на остановке ещё один мужчина, по виду напоминающий немца, у меня на глазах скрутил самокрутку и выкурил её тут же. Нет, всё-таки пора завязывать с наркотиками. До добра они не доведут.
Однако, к вечеру улыбка Амстердама опять сменилась нерадостным оскалом. Я, конечно, сильная и храбрая, но, не смотря на это, никогда и никуда одна больше не поеду.
Вечер провожу в гостинице или ближайшем кафе с французами и немцами. Первые весело щебечут, вторые общаются не менее громко, я же меж тем успеваю написать пару строк. Вечером в городе без соотечественников всё же страшновато.
3 мая. День третий.
Сегодня в Амстердаме пасмурно, и выползать ой как не хочется, из форточки нещадно дует холодный и вовсе не майский ветер - совсем как дома. Я натянула одеяло по самые уши, чтобы ещё немного поваляться с книжечкой. Внизу копошатся соседи. Завтрак здесь с 7 до 10 утра, так что, хочешь-не хочешь, а вставать придётся. Завтраки довольно однообразные, как и в большинстве недорогих гостиниц, и оттого всё время хочется есть, хотя, при желании, голодным не останешься. Хлеб, сыр, ветчина, колбаса, варенье, конфитюр, булочки, мюсли - вот и весь ассортимент. Мне всегда было интересно, а почему в гостиницах такой невероятно разбавленный сок на завтрак?
Дожёвывая бутерброд, я набрасываю примерный маршрут на сегодня - музей Тропиков, Ботанический сад, Немо. Выбор отнюдь не случайный. Карточка Amsterdam card даёт скидку во многих музеях. В частности, в Мадам Тюссо я ходила со скидкой 25 %, а в музей Ван Гога и Риксмузейм за пару евро. Сегодня же, мне вообще не придётся билеты покупать.
В музее Тропиков ничего такого уж особенного нет. Может, если бы пояснения к экспонатам были написаны хотя бы на английском… а вообще, он мне напомнил нечто среднее между нашим Этнографическим и почему-то Зоологический музеем. С точки зрения детей есть несколько интересных развлечений в этом музее - интерактивные путешествия по Индии на голландском и английском, а также обряд инициации для мальчиков и девочек. И всё же, прохаживаясь по залам, невольно вспоминаешь, в какой стране ты находишься, то тут, то там как бы из-за угла появляются скульптуры с гипертрофированными частями тела. Особенно запомнился полутораметровый деревянный чёрт с достоинством почти такой же длины - вот такие они, эти голландцы!
Из музея Тропиков я отправляюсь в Ботанический сад. Судя по карте, совсем недалеко. Я проехала пару остановок на трамвае и дальше пошла по указателям. Но вместо сада я наткнулась почему-то на Португальско-Израильскую синагогу. Вернувшись обратно на остановку, я пошла в другую сторону, наверное, просто ветром свернуло указатель.
В Ботаническом саду не была лет, наверное, с десяти, поэтому Hortus Dotanicus сразу впечатлил.
Между тем, дождь усилился, и фотоаппарат пришлось прятать. Похолодало ещё больше - вместе с моим приездом в Амстердам неожиданно пришла осень.
Греться пошли в теплицу… к кактусам, где я сделала пару забавных кадров, которые точно оценят несколько человек…
… и к тропическим растениям, где среди бабочек и апельсинов я встретила такой родной и любимый, одиноко висящий под листьями… огурец. Да уж, действительно тропики, даже фотик запотел.
А после ботанического сада, когда дождь поутих, мы поехали на цветочный рынок, плавучий цветочный рынок. Попадая туда, даже не сразу понимаешь, что он стоит на воде, а на самом деле все домики стоят прямо на канале, рядом с берегом. Такого буйства цветов мне наверное видеть ещё не доводилось, ведь я не частый посетитель садоводческо-цветоводных выставок.
Цветочный рынок славен ещё и тем, что среди буйства цветов там можно найти такой магнитик (что уж поделаешь, такая у меня слабость), какого нигде больше не встретишь. Так что перед Немо пришлось заехать в гостиницу - всё равно у меня проездной до утра действует.
Как ни парадоксально это звучит, но я опять проехала свою остановку, как-то всё-таки неудачно их тут объявляют, если объявили, а автобус в течение трёх секунд не остановился, значит, вы её уже проехали - вот такая ерунда.
Немо - это захватывающий мир детства, мир открытий и книг Жюля Верна. Здесь действительно есть чему нам поучиться, интересно будет детям любого возраста, и в 4, и в 24, и в 64 тоже! Даже указатели на туалетах с научным уклоном. Огромное здание, которое снаружи напоминает кита или космический корабль с обзорное площадкой на крыше, внутри занимает 5 этажей - 5 этажей удивительных открытий, от самых простых, детских, до вполне серьёзных, из области физики и химии, где самостоятельно можно что-нибудь сконструировать или, смешав несколько пробирок, получить новое вещество. Тут можно посмотреть, как действует сила притяжения, что такое статическое электричество, парад планет, обман зрения или французский поцелуй. Есть там забавная комнатка, окрашенная снаружи в розовые цвета, куда детям до 12 вход воспрещён, что-то из серии «всё, что вы хотели узнать о сексе, но боялись спросить». Вход в эту комнатку караулят две грозного вида тётеньки, а заботливые родители чуть ли не силой волокут туда своих упирающихся чад. Вышло ли оттуда хоть одно чадо, история об этом умалчивает - я не видела.
Амстердамский транспорт заслуживает особого упоминания. Увидев цену билета, понимаешь, почему большинство жителей предпочитает ему велосипед.
В каждой стране свои порядки, свои особенности. Здесь для оплаты проезда используются strippenkaarten с талончиками на определённое количество зон. Сам город поделён на зоны, и от того, куда тебе надо, зависит количество отштампованных полосок. Входишь в автобус, даёшь талон водителю и говоришь, куда тебе надо, и он отштамповывает тебе полоски. Сама процедура довольно забавна. Выходит дороговато, мне, например, для того, чтобы добраться от вокзала до гостиницы, приходилось отштамповывать аж 3 полоски. Поэтому удобнее пользоваться проездными без ограничения количества поездок с определённым сроком действия. В трамваях есть кондуктора, они сидят в стеклянных будках в конце вагона и выглядят не очень дружелюбно. Почему-то, в большинстве своём это негры и индусы. Вход же разрешён только в переднюю дверь рядом с водителем, либо, если в трамвае есть кондуктор, то и в эту дверь.
Весь транспорт ходит строго по расписанию. Как в цивилизованном мире, на остановках висит расписание движения с указанием маршрутов, а потому, транспорт никогда не ждёт. Не раз я замечала бегущую за автобусом старушку или женщину с двумя детьми, стучащую в окно водителю трамвая, только что закрывшему дверь, но никто ни разу не остановился и не подождал. Стоит, правда, заметить, что транспорт ходит регулярно, с интервалом минут 10. Даже когда на проезжей части ведутся работы и экскаватор копает дорогу, он отъезжает в сторону, уступая дорогу каждому приближающемуся трамваю.
А ещё я обратила внимание, что любимые мною Ниссаны тут как-то не в почёте, за всё время пребывания я их встретила всего 6 штук, зато Рено, Пежо и Ситроенов в избытке. Явно чувствуется неравнодушие к французам.
Поражает, и не в лучшем смысле, к сожалению, расовый состав населения. Я вроде бы не расистка, но по моим наблюдениям чуть ли не 40% населения - это негры, то есть афро- и индо-голландцы, а также выходцы из Китая. Много говорилось о том, как в стране относятся к геям. Действительно, есть памятники однополой любви, есть кафе и гостиницы с вывеской, дословно гласящей «мы дружелюбно относимся к геям», но их гораздо меньше, чем негров или индусов.
Сегодня мы учили друг друга петь наши песни, и если мне, без лишней скромности заявляю, без труда удавались французские шансоны, то мои друзья из западной Европы изрядно язык поломали, выводя очередное «зелёное море тайги» или «за тех, кто в море». Хотя, с повышением градуса росло и мастерство исполнителей.