Интернет как средство дегуманизации

Feb 09, 2013 22:49

(Предназначалось для публикации на портале tut.by, но вряд ли увидит свет. Хай лежит тут, чтоб не пропадало.)

Эта статья задумывалась как своего рода ответ на публикацию «Мнение. Шок-шоу или чужая беда» (http://news.tut.by/society/317555.html), не столько в порядке полемики (со многими высказанными автором положениями нельзя не согласиться), сколько в попытке взглянуть на феномен интернет-жестокости под другим углом зрения. Но для начала - небольшое лирическое отступление.

Человек - существо в целом довольно эгоцентричное. Как бы ни хотелось нам порой выглядеть посимпатичнее, но, если быть совсем уж честными, в основе большинства наших поступков - даже тех, которые направлены на благо ближних и общества в целом, - лежат наши личные интересы, устремления, потребности или ценности. Пусть даже мотивом является общественное благо, все равно это в первую очередь удовлетворение личной потребности - стремление к признанию и уважению со стороны общества, людей (в том числе, конечно, и себя любимого). Так устроен мир и, вероятно, это даже не совсем плохо. Ведь человек, который считает, что всегда действует не в своих интересах, а в интересах других, как он их понимает - отнюдь не моральный эталон. Это и деспотичная мамаша, ломающая жизнь своему ребенку ради «его же блага», и бесхребетный приспособленец, «прогибающийся» под каждого, с кем он имеет дело... И даже эти люди, что бы они ни говорили, все равно в первую очередь преследуют собственные интересы или воплощают собственные идеалы и ценности. Так что, как ни крути, господа, все мы законченные эгоцентрики.

И все же, несмотря на этот эгоцентризм, большинству людей отнюдь не доставляет удовольствия приносить вред себе подобным. Если они это и делают, то скорее опять же из соображений личной выгоды, чем из желания насладиться мучениями другого. А патологических садистов среди рода человеческого не так уж много - причинять страдания другим люди обычно не любят. Более того, они настолько этого не любят, что измышляют для своих поступков целый веер оправданий и «отмазок», проявляя при этом иногда чудеса изобретательности; и все ради того, чтобы выставить свои дела и делишки в более благородном свете - не столько даже перед другими, сколько перед самими собою. Нам так сложно смириться с простой мыслью: «Я навредил человеку», что в попытках оправдать себя мы готовы отрицать каждое слово в этом коротком предложении. Как? Ну, например, вот так...

1. «Не я». Попытка устраниться от причинности и переложить ответственность на другого («Мне приказали», «Я всего лишь исполнитель», «Я только нажал кнопку», «Она сама виновата в том, что я ее бью»), или представить случившееся стечением обстоятельств, а то и роковой неизбежностью («Так сложилась ситуация», «Это несчастный случай», «Ему в любом случае невозможно было помочь», «Она бы все равно покончила с собой рано или поздно»). Любимый способ самооправдания у прислужников всех и всяческих тиранов, у «шестерок», состоящих при мафиозных боссах, и... у супругов. Благо у последних всегда есть на кого переложить вину: муж - на жену, жена - на мужа.

2. «Не навредил». Оправдание своего поступка «высшими соображениями»: мол, от него было больше пользы, чем вреда. «Это делается для твоего же блага», «Иначе нельзя воспитать настоящего мужчину», и даже «Процветание нации важнее отдельных человеческих жизней». Иногда людям действительно приходится, подобно Геральту из рассказа А. Сапковского «Меньшее зло», делать трудный моральный выбор между злом для немногих и злом для большинства. Но чаще подобные отговорки - всего лишь прикрытие нежелания усложнять себе жизнь и сходить с наезженной колеи. Это в лучшем случае.

3. «Не человеку». Вот он, излюбленный способ военных пропагандистов всех времен. Как убедить человека убивать других людей? Да очень просто: представить дело так, что по другую сторону линии фронта - вовсе не человек. Нелюдь, монстр, животное - что угодно, только не существо мыслящее, разумное, а главное, чувствующее и страдающее. Это людей убивать страшно и неприятно, а чудовищ - очень даже наоборот. Ведь если враг - не человек, то и зло, ему творимое - как бы не зло, и я весь в белом такой, ни дать ни взять д'Артаньян во плоти. И можно продолжать дальше в том же духе. На войне как на войне...

В психологии этот прием очень хорошо известен и называется дегуманизацией противника. В книге Арлин Одергон «Отель "Война". Психологическая динамика вооруженных конфликтов» дегуманизация определяется как «изображение человека или группы людей паразитами, которых необходимо уничтожить». Там же отмечается: «Демонизация стимулирует наш страх перед неизвестным. Дегуманизация облегчает нам убийство или дает право на него». Феномен дегуманизации давно и разносторонне изучен, его исследовали такие классики психологической науки, как А. Адлер и Ф.Зимбардо. Одним словом, ничего нового.

Вы спросите: а при чем же здесь Интернет? Глобальная сеть обладает множеством уникальных качеств, и одно из них, по наблюдению автора, заключается в возможности легко и непринужденно создавать виртуальные образы и с той же непринужденностью от них потом открещиваться, если они по какой-либо причине стали доставлять неудобства самому же автору. Не путайте, мол, актера с ролями, которые он играет, а писателя - с героями его книг. Вроде бы это и хорошо - разгул фантазии, простор для творчества, сублимация, арт-терапия и т.д. и т.п. Но у всякой медали есть две стороны.

Много ли людей сейчас плачет в кино, в театре или тем более у экрана телевизора, растрогавшись от трагизма показанной в произведении ситуации и подлинности чувств? Разве что сердобольные старушки на бразильско-мексиканских сериалах. Даже если мы сочувствуем герою по-настоящему, мы все равно не забываем: это художественный персонаж, и всё здесь пускай и очень похоже на правду, но все равно «понарошку».

С этой точки зрения происходящее в Интернете не отличается практически ничем. Здесь настолько легко создать синтетического «виртуала» и поддерживать в нем подобие жизни, настолько много было прецедентов - душещипательных историй, на веру оказавшихся полным «разводом», что люди, выходящие в сетевое пространство со своими настоящими чувствами и страданиями, сталкиваются с тотальным недоверием и осмеянием. А причина - та же, что и в притче про мальчика, который кричал: «Волк!» У пользователей Интернета настолько подорвано доверие к виртуальному миру, что им кажется, будто в нем нет и не может быть ничего подлинного. Чувства - наигранные, события - вымышленные или заимствованные из чужих историй, внешность - аватарка с мультяшным героем или фотография актера. «Что наша жизнь? Игра...» Плохая пьеска в исполнении дрянных актеров погорелого театра.

И спрашивается, кому при таком раскладе сопереживать? Людей-то как таковых нет. А расчувствуешься, тебя же еще и засмеют. Причем зачастую первым это сделает сам автор виртуальной мистификации. Как себя в таком случае вести? Над циниками и негодяями не издеваются, это они издеваются над всеми. А значит, чем циничнее - тем лучше. И самое печальное - то, что потом это отношение походя распространяется на всё происходящее в сети, в том числе и новости СМИ. Даже если они основаны на подлинных фактах, онлайн-жителями они воспринимаются как составная часть ирреального мира тотального обмана и «разводилова», а действующие в них люди - как некие чисто виртуальные существа, не имеющие ничего общего с настоящими людьми. Поэтому разбился кто-то на машине - «туда ему и дорога, водятлу». Покончил с собой - «естественный отбор в действии». Попал в неприятную историю - «так ему и надо, лоху педальному». Это не садизм. Это неуклюжая попытка защитить собственную психику от изнасилования всеобщей ложью.

И даже это было бы не смертельно, если бы подобное ощущение «нереальности бытия» не перехлестывало границы виртуального мира, распространяясь на «внесетевую» жизнь. И если бы этот самый мир, заполняя собой основную часть нашего времени, не подменял собою остальной жизни, оттесняя ее на периферию сознания. Вот так и получается, что мы спокойно проходим мимо человека, потерявшего сознание на остановке, но готовы убить того, кто разорвал с нами дружбу в «одноклассниках».

А так-то да, мы все вполне себе приличные люди. Ну, по крайней мере, очень похожи на людей. Если не приглядываться слишком пристально...

занудство

Previous post Next post
Up