Размышления о ЦТ и не только. 1. Как я сдавал ЦТ-2011 по химии

Jul 07, 2011 01:48

Как некоторые уже знают, в этом году я решился-таки наконец записаться на сдачу централизованного тестирования. Главным образом потому, что, занимаясь в своей фирме подготовкой абитуриентов, я чувствовал себя очень даже уверенно в отношении предмета и его преподавания, но эта уверенность слегка улетучивалась, когда школьники просили совета по самой процедуре сдачи ЦТ: как распределить время, в каком порядке решать задания, на что обратить особое внимание и т.д. (Я, конечно же, знал эту процедуру, но знал ее "с изнанки" - один сезон довелось поработать экспертом РИКЗ, проверяя составленные задания и оценивая их качество.) А еще потому, что мои студенты - будущие учителя. И многие из них, получив - и даже не успев получить - диплом, обращались ко мне с вопросами по поводу централизованного тестирования, к которому готовились их ученики. И не на все эти вопросы у меня был однозначный ответ.

Одним словом, хотелось ощутить себя в шкуре абитуриента. И по мере приближения регистрации это желание крепло. В конце мая оно окрепло настолько, что я взял паспорт и пошел в аудиторию 121 корпуса 3 своего же университета. Пришел - и сразу же пожалел об этом. На входе дежурили двое моих студентов. А документы принимала лаборантка с моей же кафедры. Рассчитывать при таком раскладе, что хотя бы мои результаты - не говоря уже о самом факте участия - останутся в тайне от многочисленной любопытствующей студенческой массы, было наивно. "Надо было в другом вузе заявляться," - с тоской подумал я. Но отступать и делать вид, что я здесь ни при чем, было поздно. И я вошел.

Стойко выдержав несколько удивленных взглядов ("Евгений Борисович, Вам-то это зачем?!!"), я приступил к регистрации. При ответе на вопрос, на каком языке буду сдавать, без колебаний выбрал беларускую мову. (Во-первых, из патриотизма, во-вторых, мне так захотелось :)). Все еще продырявливаемый любопытствующими взглядами знакомых, пошел обратно в свой корпус, спустился в отделение банка, оплатил и, вернувшись на пункт регистрации, стал счастливым обладателем документа под названием "Пропуск № 05 0 106 ** *****". На обратной стороне этого пропуска оказалась "Памятка участнику централизованного тестирования", которую я решил на всякий случай прочитать.

"1.2. Абитуриент имеет право:
...пользоваться на централизованном тестировании по химии и физике калькулятором, который не относится к категории запрещенных средств хранения, приема и передачи информации;..."

Кем запрещенных? Каким документом запрещенных? Где ознакомиться с полным списком запрещенных устройств или хотя бы более подробным разъяснением? Ну насчет "приема и передачи" все понятно, а что с хранением? Практически у любого современного калькулятора есть функция памяти. И у достаточно многих эта память энергонезависимая, то есть сохраняется после выключения калькулятора. Хранение информации? Да, безусловно. Запрещено? Да кто ж его знает... Поразмыслив, я решил купить себе самый что ни на есть примитивный калькулятор с четырьмя действиями. И специально проверил, чтобы память стиралась при отключении. Во избежание, так сказать. :)

"...делать замечания (в ходе централизованного тестирования) по содержанию тестов".

Интересно, КОМУ и В КАКОЙ ФОРМЕ я могу делать эти замечания? Дежурным на тестировании? Они не то что к заданиям - к предмету, по которому сдается тест, не имеют отношения. В свой бланк писать? Для этого на нем место не предусмотрено. В черновики? Но их все равно никто не читает, а собирают только затем, чтобы не смогли воспользоваться те, кто сдает в резервный день. Загадка, одним словом. Ну да ладно.

"1.5. Абитуриенту ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится централизованное тестирование, любые предметы и документы, кроме документа, удостоверяющего личность, пропуска, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета;.."

Так-так, а куда мобильный, бумажник, ключи от дома и прочее девать? Вчерашние школьники отдадут все это переживающим на входе родственникам... а мне что делать? (Потом выяснилось, что это все прекрасно можно сдать в гардероб на входе, но я перестраховался и пришел на ЦТ налегке, оставив все запрещенные предметы в офисе той самой фирмы. И все равно ключи и проездной пришлось тоже взять с собой. Но казус на ЦТ произошел не из-за них. Впрочем, об этом потом.)

"3. Результаты централизованного тестирования
3.1. Претензии к результатам централизованного тестирования по причине нарушения абитуриентом порядка заполнения бланка ответов не рассматриваются."

А если претензии по другой причине? Рассматриваются или нет, куда, когда и к кому обращаться? Хорошо мне - для меня это ЦТ, можно сказать, разминка, и не более, а у кого-то, может, вопрос жизни и смерти решается.

Ну ладно. В назначенный день являюсь в родные стены. На входе опять стоит (ну конечно!) мой же студент. Поулыбались друг другу, захожу. И... не нахожу себя в списках. К счастью, девушка-дежурная легко разрешила вопрос: те, кто пишет на белорусском, перечислены на другом стенде. Поднимаюсь в указанную аудиторию. На входе снова спрашивают паспорт и пропуск. Показываю калькулятор, ничего предосудительного не находят. Место досталось хорошее - у окна. Можно спокойно снять кепку и положить на подоконник (без нее летом ходить по солнцу не могу - лыс, понимаете ли, как колено; пару раз уже были неприятности под названием "солнечный удар"). Через несколько минут - голос дежурной: "Что это на подоконнике?" Моя кепка, говорю. Требует сдать в гардероб. А выходить так не хочется, уже устроился, расслабился. Спрашиваю, можно ли ее обратно на голову надеть. Оказывается, можно. Так в кепке тест и писал. :)

Заполнили бланки, наконец раздают задание. Сверяю вариант в бланке ответов и в задании - совпадает. (ВНИМАНИЕ: это очень важный момент. Проверять надо обязательно, иначе при случайной ошибке вы никому ничего не докажете - компьютер проверит ваш вариант 5, как будто это вариант 7, и прощайте, заслуженные баллы!) Дали отмашку, можно решать. Что ж, применим на своей шкуре подход, который я рекомендовал ученикам. И посмотрим, сработает ли.

Шаг 1. Прочитайте все задания части А от начала до конца. Сразу же отметьте правильные ответы там, где вы в них уверены. Задания, требующие расчетов, раздумий и т.д., на этом этапе просто пропускайте, часть В тоже не трогайте.
Что ж, пройдемся частым гребешком. Задания кажутся мне очень легкими, 34 вопроса из 40 "убиваю" с ходу, затратив на это не более 20 минут. Ощущение времени чисто субъективное - часов я не взял. (И зря. Надо было взять, что всем и советую. Хотя, судя по памятке, часы - тоже "лишний" предмет, но, судя по заверению РИКЗ на официальном сайте, ими пользоваться можно.)

Шаг 2. Прочитайте задания части В, отметьте, для каких из них решение кажется Вам очевидным. Тестовые задания "на соответствие" можно выполнить прямо на этом этапе, если Вы уверены в правильности своего решения.
Два вопроса "на соответствие" я закрыл на этом шаге. Остальные - задачи, плюс одно уравнение с расстановкой коэффициентов. Всё решаемое, но придется посидеть и посчитать, поэтому пока пропускаю.

Шаг 3. Прочитайте часть А повторно и выполните все расчетные задания. Задания, в которых вы затрудняетесь с ответом, пропускайте снова.
Берусь за расчеты, и вскоре часть А выполнена полностью. Есть соблазн проверить, но я его подавляю: сначала нужно сделать как можно больше из части В.

Шаг 4. Выполняйте задания части В в порядке возрастания субъективной (лично для вас!) трудности. Задачи, для которых вы не видите способа решения, не выполняйте вообще.
Так-с, имеем одно уравнение ОВР, две цепочки превращений, остальные - задачи разной трудности. Есть совсем ерундовые, но две - достаточно сложные в вычислительном плане, да и ход решения непростой. Для большинства абитуриентов - просто убойные, несмотря на то, что не выходят за рамки школьных знаний. Оставляю их напоследок, а начинаю с ОВР и цепочек. Постепенно расправляюсь со всеми, ответы пока фиксирую только на черновике. Берусь за предпоследнюю... м-да, наворотил автор. К раствору уксусного ангидрида в уксусной кислоте приливают раствор уксусной кислоты в воде, вся вода реагирует с ангидридом, его массовая доля из-за этого уменьшается... Считаю, получаю ответ. И каким-то шестым чувством понимаю, что он неправильный. Слишком маленькая цифра, неправдоподобно. Проверяю - точно. Начинаю в ускоренном темпе искать ошибку, и в это время дежурная объявляет: "До конца тестирования осталось 15 минут". Пятнадцать минут, а у меня одна задача неправильно, а в другой - вообще конь не валялся. Пересчитываю, перепроверяю - черт, опять не то. Снова к началу... ага, точно, здесь скобки раскрыл неверно, балда. Прогоняю до конца... фу, вроде сошлась проверка. Хватаюсь за последнюю, нужно успеть сделать ее за 10 минут, а то и меньше. С ужасом понимаю, что стандартное решение просто не успею досчитать за отведенное время...дежурная уже объявила "Осталось 5 минут"... и тут вижу короткий и изящный путь прямо к ответу. Ну да, конечно, если концентрация этого в восемь раз больше, остальное считать уже не нужно... ура, есть ответ к последней. Осталось минуты 3, надо бы сделать шаг 5.

Шаг 5. Проверьте все ответы части А, исправьте, если нужно. На те вопросы, на которые вы так и не ответили, проставьте ответ так, как велит интуиция. :)
И надо бы проверить, а сил уже нет, голова не работает. Сижу и расслабляюсь, жду, пока можно будет сдавать. Из аудитории выхожу последним.

На входе все тот же студент спрашивает: "Ну как?" Честно отвечаю: "Еле уложился во время". "А результат как?" Столь же честно отвечаю: "Не знаю..."

Ну, на сегодня я знаю свой балл, конечно. Но вам его не скажу. По крайней мере пока сертификат не получу. А вы пока что погадайте. :-Р

UPD: Это не просто угадайка, а тотализатор с призом. Приз достанется тому, кто точнее всех предскажет мой результат. Ждать осталось уже недолго - сертификат забираю 8 июля.

преподское

Previous post Next post
Up