Рада Грановская: Функции модели мира и психологическая защита

Nov 03, 2012 11:03



Структура психики.

На вершине человеческой психики стоят идеалы, управляющие всеми её ресурсами (идеалы цель = непобедимость). Идеалы и ценности это производные определённого типа общества (идеалы одного типа общества, как правило, не жизнеспособны в другом).

Модель Мира.

Слова и понятия так же относятся к миру реальности, как карта к территории, которую она представляет. Мы живем по воспринимаемой «карте», которая никогда не есть сама реальность. (К. Роджерс)

Из книги "Психологическая защита", Санкт-Петербург 2007, Р.М. Грановская

ФУНКЦИИ МОДЕЛИ МИРА.

Психика как система управления поведением человека содержит виртуальный образ окружающей среды - Модель Мира. Эта модель формируется на основе информации, поступающей как извне (из внешнего контекста), так и из собственного опыта (из внутреннего контекста). Она вбирает в себя и интегрирует все следствия приспособления личности к требованиям окружающей среды при ее взаимодействии с внешним миром и результаты процесса социализации под влиянием культуры общества. Информационные образования Модели Мира функционируют по особым законам, не всегда соответствующим известным нам законам внешней среды, однако этот виртуальный мир в жизни человека играет фундаментальную роль, определяя качество жизни [157, с. 180-181].

Модель Мира - целостное отражение окружающей человека среды. Она направляет, организует (ограничивает) восприятие и формирует комплекс идей и концепций, с помощью которых человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе. Ее целостность позволяет человеку воспринимать предметы, объекты и события среды не как независимые изолированные единицы, а как части значимого целого, целого, которое уже не является простой суммой его составляющих. За счет своей целостности Модель Мира позволяет понимать мир, интегрируя внутри нее представления о событиях, разделенных во внешнем пространстве и времени, но объективно связанных между собой [2, с. 156]. Именно в Модели Мира берут свое начало гипотезы, которые человек выдвигает, предвидя какое-то событие и планируя свое поведение. Как представление об окружающем мире и месте человека в нем Модель Мира составляет центральную часть психической жизни индивидуума. Синтезируя личный опыт и исторические традиции среды, Модель Мира интегрирует человека как личность и служит ему универсальным персональным компьютером, незаменимым при решении всех жизненных задач. Обращаясь к ней, он может определить, где находится в настоящее время, предвосхитить развитие событий и подготовиться действовать адекватно ситуации. В этом смысле Модель Мира можно рассматривать и как внутренний полигон, где отрабатываются проблемные ситуации, и как навигатор дальнейшего поведения.



В процессе накопления опыта человек воспринимает нечто в реальной внешней среде. Но что именно? От чего зависит содержание восприятия конкретного человека? Прежде всего, от возраста и развития. Кроме того, оно зависит от эпохи, от парадигм исторического периода его жизни, которые также законсервированы в Модели Мира. Подобная двойная обусловленность восприятия позволяет понять, почему люди, объективно живущие в одном мире и в одну эпоху, действуют так, как будто живут в различных. Такие отличия - следствие того, что психика каждого человека, в соответствии со своими индивидуальными     особенностями,             вырывает из единого континуума мира свою часть, образуя различные субъективные миры. Эти субъективные миры, в свою очередь, обусловливают обратную связь, благодаря которой проживание в разных мирах формирует различные Модели Мира, определяющие дальнейшие поступки.

Субъективный мир человека направляет его поступки не столько под влиянием объективных обстоятельств, сколько под давлением субъективного представления о ситуации, которое учитывает личную ценность события. При восприятии ощущение говорит нам, что нечто реально существует, а чувство - о том, какова ценность этой вещи лично для нас. Именно ценности, включаясь в Модель Мира, в дальнейшем определяют избирательность восприятия. Под ее руководством человек накапливает опыт не пассивно, а активно. В дальнейшем избирательность все в большей мере управляется ранее усвоенными ценностями, что и позволяет все легче воспринять нечто знакомое - в отличие от чего-то нового, поскольку усвоение нового требует больших усилий. Возникающая экономия сил определяет готовность человека легко, без внутреннего протеста воспринимать то, что хоть в какой-то степени уже организовано по законам его Модели Мира. То есть, повторимся, поступки человека определяет скорее Модель Мира, нежели сама действительность.

Возникающие под влиянием накопленных ценностей схемы восприятия и переработки информации Модели Мира становятся все более инерционными и даже в некотором смысле агрессивными к тому, что им не соответствует. Недаром термин «правильно» относят обычно к хорошо знакомому, а незнакомое именуют абсурдным. (Интересно, что по-латыни само слово «абсурд» означает «полностью глухой». Так что, если человек считает нечто абсурдным, он просто к этому полностью глух.) Что может вернуть человека к адекватному восприятию? Сомнения. Они тормозят агрессию, но еще не обеспечивают критическую переоценку ситуации и ее иное восприятие. И только при появлении новых обстоятельств, усиливающих сомнение, убеждение в абсурдности нового сменяется уверенностью в том, что в новых фактах есть нечто правильное и полезное. Тогда человек полностью «разувает» уши и воспринимает. Процесс усвоения новаций упрощен, когда новые представления появляются в социальной среде. В этом случае их вес суммируется с личными колебаниями и новое легче включается в Модель Мира. Известно, что до тех пор, пока в культуре не появились такие понятия, как «атом», «вирус» или «ДНК», соответствующие этим понятиям свойства действительности не могли оказывать влияния на поступки людей.

В связи с инерционностью объективность восприятия относительна, так как под влиянием Модели Мира она имеет тенденцию направляться вспоминанием предыдущих восприятий. Когда ситуация человеку непонятна и активное руководство будущими поступками становится невозможным, человек пугается, ему даже может показаться, что весь прошлый опыт ненадежен. В этот момент любой существенный шаг, ведущий за границы привычного, требует от человека решимости. Ведь он чувствует себя как на топком болоте. Хочется отступить или продвигаться осторожно, не разрушая накопленных представлений, на каждом шаге опираться на фундамент старых знаний. Можно сказать, что, предоставляя человеку определенную степень предвидения событий и позволяя планировать свою деятельность, Модель Мира способна выполнять эти функции до определенного порога. За границами известного и привычного она становится несостоятельной, и тогда возникает ощущение страха и беспомощности. Это следствие нарушения способности Модели Мира синтезировать и усваивать существенно новую информацию.

Закон экономии усилий приводит к тому, что вне допустимых границ основная функция Модели Мира сводится к подтверждению верности ранее накопленных схем. Поэтому в ситуации неопределенности причины новых явлений трактуются в пользу известного. В результате информация усекается, и воспринимаемый мир упрощается в ущерб точности отражения. Однако этот упрощенный вариант имеет и положительный смысл: поскольку в этом случае человек хоть частично, но информирован о том, с чем может столкнуться, то он сохраняет возможность целенаправленно планировать свою деятельность. Вместе с тем важно подчеркнуть, что, поскольку сформированные критерии выступают как фильтр, пропуская только нечто соответствующее перечню категорий, включенных в Модель Мира, то поступающие сигналы усекаются или искажаются до узнаваемости.

Из сказанного понятно, что новые сведения не всегда побуждают к дополнению и преобразованию Модели Мира. Ключевую роль в этом процессе играет мера совместимости нового опыта с уже существующим на данный момент. Эта мера определяется инерцией Модели Мира, которая обнаруживает тенденцию к стабилизации состояний, накопившихся в предыдущие периоды развития. С годами человек оказывается все менее готов расставаться не только с прошлыми представлениями о внешнем мире, но и со своим образом, позволяющим ему уважать себя. Живя в соответствии со своими схемами, он может ориентироваться в ситуациях, а при их радикальном изменении теряет эту ориентировку, успешность действий и, как следствие, уважение к себе - и ощущает опасность разрушения своего внутреннего мира.

Поскольку стабильность Модели Мира - условие устойчивости психики, то происходит все большее игнорирование тех частей поля восприятия, которые в эту систему не вписываются. Так и получается, что если нет особых обстоятельств, заставляющих преодолеть старые нормы, то всякий новый вводимый в систему элемент ведет к усечению определенной области восприятия до рамок с заранее обусловленным содержанием. Ведь чем проще мир - тем легче в нем ориентироваться и тем более безопасным он представляется. Можно сказать, что каждый следующий шаг формирования Модели Мира делает ее все более инерционной и тем самым обедняет переживание и ограничивает опыт. Поэтому зрелые люди нормально себя чувствуют и успешно функционируют лишь в ареале близких миров. Выход из этого ареала, связанный с желанием не только воспринять, но и принять нечто новое, дается тяжело. Для этого требуются специальные усилия и особо побуждающие ситуации. С годами нарастающая инерционность все больше обусловлена необходимостью сбережения энергии, так как чем сложнее Модель Мира, тем больше энергии требует как ее поддержание, так и ее изменение. И то и другое связано с дополнительными энергетическими затратами, которым организм противится всеми доступными силами. Такое сопротивление может приводить к разрушению психического здоровья и даже к соматическим заболеваниям.

Действительно, обнаружено, что, когда человек часто сталкивается с чем-то непредсказуемым и потому пугающим, у него накапливается состояние хронической тревоги. Если воспринимаемое невозможно ассимилировать без усиливающегося внутреннего беспокойства, то автоматически включается охрана Модели Мира - психологическая защита, которая преобразует тревожащую информацию - отодвигает, прячет, позволяет видеть картину лишь частично или вообще отключает процессы восприятия, - после чего эта исходно тревожная информация уже не может причинить беспокойства [17, с. 394]. Самое радикальное - игнорировать причины, требующие изменения Модели Мира выше порога ее устойчивости (отрицание). Если отрицание невозможно, то следует потратить некоторое количество энергии и достроить наше представление так, чтобы включить в него новый подход с минимальными потерями для всей остальной конструкции Модели Мира. В этом случае ранее полностью блокированный (подавленный) опыт может быть вызван из глубин памяти и пережит еще раз, частично правильно, в связи с проведенной переоценкой воспоминаний в желательном ключе (рационализацией). Нужно отметить, что разные формы психологической защиты требуют различного объема энергетических затрат.

Мы уже упоминали, что, когда человек расценивает нечто как новое и неожиданное, он становится по отношению к нему слепым и глухим, приходя к заключению, что это нечто неприемлемое (отрицание, подавление). В этом случае то, что выпадает из привычного контекста и не имеет возможности встроиться в наличную Модель Мира, пропускается мимо ушей, мимо глаз и забывается. Приоткрыть глаза и уши человеку помогают сомнения (может быть, это нечто - не совершенно новое или не совсем неприемлемое?). Некая доля неопределенности снижает тормозящую агрессию схем Модели Мира, частично или полностью пропуская новую информацию к переработке («Ладно, надо посмотреть»). Однако это «попустительство» еще не предполагает перестраивания старых схем (вытеснение, рационализация). И только при возникновении новых обстоятельств, усиливающих или преодолевающих сомнение, включается критический анализ, и убеждение в абсурдности нового сменяется уверенностью в том, что в этих фактах есть нечто настолько правильное, что требует некоторой коррекции схем (отчуждение, сублимация) или полной их перестройки (катарсис). Вот тогда человек становится способным полностью открыть глаза и уши и воспринять новое.

Чем определяется устойчивость Модели Мира? Она связана с личной переносимостью страха и определяет для каждого личный порог терпимости к неопределенности, за которым нарастают тревога, растерянность и беспомощность. Чувство тревоги связано с подозрением, что если допустить новое в мир, то он уже не будет прежним, в нем станет невозможно ориентироваться, трудно к нему приспосабливаться. Это чувство тревоги подобно переживанию, когда заглядываешь в пропасть. Именно для сглаживания травмирующих ситуаций, порождающих страх и тревогу, защита провоцирует интерпретацию новых ситуаций как части, или как грани ранее известного, или как следствия уже знакомой закономерности, трактованной на новый лад. Все это приводит к частичному восприятию, только с приемлемой или знакомой стороны.

В результате под воздействием психологической защиты информация усекается, воспринимаемый мир упрощается в ущерб точности отражения. Не только часть информации утрачивается, но и та, что сохраняется, претерпевает изменения, поскольку отсутствующие после усекновения компоненты заменяются достроенными так, чтобы сохранялись целостность и внутренняя непротиворечивость Модели Мира. В результате человек не столько мыслит о воспринимаемом, сколько воспринимает мыслимое. Зачем все это? Затем, что упрощенный и искаженный вариант позволяет человеку не нарушая душевного равновесия, продолжать планировать свою деятельность, обеспечивая ему определенную степень предвидения. Только при «обвале» радикально новой информации может наступить слом Модели Мира и дезинтеграция личности, связанная с потерей управляющей роли высшего уровня психики в регуляции деятельности.

Механизмы психологической защиты у взрослых.

1. Отрицание - это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе (Я не я, (и) лошадь не моя (и я не извозчик) и это всё не обо мне; плюёт в глаза, а говорит Божья роса; семь бед - один ответ). Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Отрицание характеризуется тем, что внимание блокируется на стадии восприятия. Информация, противоречащая установкам личности, не принимается. Чаще других механизмов защит отрицание используется внушаемыми личностями и нередко преобладает при соматических заболеваниях. Здесь снижение тревоги достигается путем изменения восприятия внешней среды. Это очень опасное положение, поскольку при этом, отвергая определенные аспекты действительности, человек начинает всеми силами сопротивляться жизненно важному лечению. Отрицание рассматривается как отказ признавать травмирующую реальность, как прием самосохранения, выстраивающий психологический барьер на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую систему. Оно позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации постепенно, поэтапно.

Избегание может возникнуть как естественный способ удалиться от стресса (наказания) и его источника (родителей) (давайте не будем об этом, сменим тему разговора, это не конструктивно. Так нельзя, и почему, не обсуждается). Дети, чье поведение удалось изменить сильными физическими наказаниями, с большой долей вероятности будут склонны к бессознательному отрицанию тех норм, которые им пытались привить таким образом. Примитивное отрицание - один из главных механизмов подавления страха, с помощью которого опасность как бы отодвигается и прекращает свое существование. Оно чаще всего наблюдается у людей пассивных, инертных, бездеятельных. Человека с отрицанием как ведущим механизмом защиты отличают эгоцентризм, внушаемость, самовнушаемость, артистические и художественные способности, отсутствие самокритики и богатая фантазия. В крайних проявлениях обнаруживается демонстративность поведения, а при патологии - истерия.

2. Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения (хотели как лучше, а получилось как всегда. Да просто потому, что и хотели как всегда, лишь стыдливо прикрываясь для других, будто хотели «как лучше»). Можно сказать, что неосознанным остается глобальный смысл вполне осознаваемых действий, поступков и переживаний. Вытеснение выполняет свою защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих вразрез с нравственными ценностями, и тем самым обеспечивает приличие и благоразумие. Оно направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало вторично, и поэтому удерживается в памяти. В дальнейшем этому вытесненному побуждению не позволяется проникать в область сознания в качестве причины данного поступка. Исключение мотива переживания из сознания равносильно его забыванию. Причина подобного забывания - намерение избежать дискомфорта, которое вызывается данным воспоминанием.

3. При подавлении, как и при вытеснении, защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации, но эта блокировка осуществляется либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание («Стокгольмский синдром»; когда это я ЭТО обещал? убей-не-помню такого). Подавление вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определенной силы. В этих условиях соответствующие следы снабжаются как бы специальными метками, которые и затрудняют последующее произвольное воспоминание события в целом - блокируют их. В то же время, информация, маркированная таким образом, в памяти сохраняется. При подавлении страх блокируется путем забывания реального стимула и обстоятельств, связанных с ним по ассоциации. Обычно подавление проявляется при сдерживании эмоции страха и преодолении зависимости от агрессора.

4. Рационализация - это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам (объяснить можно всё, тем более, когда объяснять требуется уже случившееся, да ещё разрешается это делать любыми способами как душеньке угодно). Суть рационализации - в отыскании места для испытываемого побуждения или совершенного поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы. Это подыскивание разумных объяснений постфактум, с целью получения для себя индульгенции. Для этого неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и после этого осознается, но уже в измененном виде. Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем. У них за счет рационализации происходит частичное снятие возникшего напряжения. Установлено, что рационализация формируется тем быстрее, чем чаще и сильнее человек испытывает субъективное ощущение несправедливости наказания. При этом в процессе рационализации может осуществляться дискредитация цели или жертвы. Например, цель может переоцениваться как «не настолько желательная, чтобы рисковать».

Одна из разновидностей рационализации - уклончивость (нет никаких противоречий, просто меня не так поняли. Вообще: «Если вам показалось, что вы верно меня поняли, то, наверное, я не правильно высказался,»  - Алан Гринспен, экс-глава ФРС США). Лица, склонные к этому виду защиты, часто похожи на персонажей тех сказок, в которых герой, будучи преследуемым, превращается в рыбу; не чувствуя себя в безопасности и в этом обличье - превращается в оленя, а если его догоняют, то оборачивается птицей и улетает. Их трудно связать каким-либо их обещанием, они отказываются от всего, что сказали, уверяя, что имели в виду совсем другое. При этом, с субъективной точки зрения, - они правдивы. Ведь правда - это то, что человек говорит и думает, когда он не лжет. Когда он говорит искренне - он говорит правду. Но совсем не обязательно, что эта правда соответствует объективной реальности, истине.

5. Проекция - вид защиты, который связан с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», - на окружающий мир (прим. не я такой - мир такой. А я как все, некуда деваться). С этой целью границы «Я» расширяются настолько, чтобы человек, на которого осуществляется перенос, оказался внутри них. Тогда в этом общем пространстве можно осуществить проекцию и тем самым вынести неприязнь к своим собственным представлениям и состояниям наружу. После осуществления проекции, относясь к ним как к внешним, человек избегает необходимости принимать их как собственные. За счет этого у него полностью блокируется осознание своей вины, так как он переносит ответственность за свои поступки на окружающих.

В этом плане проекция выступает как попытка справиться с недовольством собой путем приписывания неких качеств или чувств другим людям. Такая переориентация позволяет защититься от неприятия себя окружающими. Вместе с этим положительным эффектом возникает видение мира как угрожающей среды. А если среда угрожает, то это оправдывает собственную критичность и чрезмерное неприятие окружения. Когда среди других механизмов защиты акцентируется проекция, в характере могут усиливаться: гордость, самолюбие, злопамятность, обидчивость, честолюбие, ревность, нетерпимость к возражениям, тенденция к уличению окружающих.

6. Идентификация - разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого тоже осуществляется путем расширения границ «Я» ( я Прометей, несущий людям огонь. А теперь я как Доктор Зло. Такой-то я, потом сякой-то, то Робин Гуд граблю богатых, а то сразу Король Артур и караю разбойников, и др.). Однако, в отличие от проекции, процесс направлен в другую сторону. Не от себя, а к себе. За счет этих перемещений проекция и идентификация обеспечивают взаимодействие личности с окружающей социальной средой, создают незаменимое для процесса социализации чувство отождествления. Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние единения, сочувствия, соучастия, симпатии, т. е. почувствовать другого через себя и тем самым не только понять его существенно глубже, но и избавить себя от чувства отдаленности и порожденной этим чувством тревоги.

В результате идентификации осуществляется воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица через переживание, в котором познающий и познаваемое становятся единым. Этот механизм защиты используется как бессознательное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь повышения самооценки. Одним из проявлений идентификации выступает предупредительность - самоотождествление с ожиданиями других людей. Важно обратить внимание на то, что становление идентификации имеет своим следствием и ограничение агрессии против человека, с которым идентифицируются. Этого человека щадят и помогают ему. Человек, у которого ведущим механизмом защиты является идентификация, тяготеет к занятиям спортом, коллекционированию, литературному творчеству. При акцентуации возможны проявления высокомерия, дерзости и амбициозности.

7. Отчуждение - это защита, приводящая к изоляции, обособлению внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами (Шиза, раздвоенность, то один перед нами, то вдруг «кто-то совершенно другой». Конечная стадия и патология идентификации). Отчуждение провоцирует распад обычного сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать своими собственными восприятием, памятью, установками. Вследствие этого некоторые события воспринимаются по отдельности, а эмоциональные связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются. Можно сказать, что отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания.

8. Замещение - это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на другой объект - «доступный», или замены неприемлемого действия на приемлемое (хочу быть богатым, но не умею, зато получается быть известным, так стану знаменитым и богатство само придёт). За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Этот механизм защиты связан с переадресацией реакции. Когда желаемый путь реагирования для удовлетворения некой потребности оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением этого желания, ищет другой выход. Существенно, что наибольшее удовлетворение от действия, замещающего желаемое, возникает тогда, когда их мотивы близки, т. е. они размещены на соседних или близких уровнях мотивационной системы личности. Замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно. Оно имеет две разные формы: замещение объекта и замещение потребности. В первом случае снятие напряжения осуществляется путем переноса агрессии с более сильного или значимого объекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя (например, с критики системы взаимных отношений на критику конкретных персоналий).

Особенности защитного поведения людей с акцентуацией защиты по типу замещения - это импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакция протеста в ответ на критику. Часто имеет место увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба и т. п.) Такие люди предпочитают фильмы со сценами насилия, а профессию выбирают, связанную с риском. Вместе с акцентуацией по типу замещения могут обнаруживаться жестокость, неуправляемая агрессивность и аморальность.

9. Сновидение - вид замещения, в котором происходит переориентация, т. е. перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений (подвержен любой кто видит яркие и запоминающиеся сны). При этом, чем больше комплекс подавляется, тем более вероятно, что он будет аккумулировать энергию в бессознательном и угрожать сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, тайные угрызения совести приводят к прорыву их в сновидении. В сновидении конфликт устраняется не на основе его логического разрешения и не на основе трансформации, что характерно для защиты по типу рационализации, а с помощью языка образов. Возникает образ, примиряющий антагонистические установки и тем самым снижающий напряженность. Так, сцена перехода через мост может служить метафорой необходимости принятия важного решения или существенного изменения в жизни. Падение напряженности одновременно устраняет надобность в вытеснении. Сны постоянно что-то компенсируют и дополняют. Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от реальности, сон проявляет тенденцию к расширению зоны допустимых восприятий и представлений.

10. Сублимация - это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям (самый яркий пример, это тюремное творчество, сублимирующее не растрачиваемую сексуальную энергию, - сталинские «шрашки». Штрафбат, как возможность подвигом «кровью искупить» уголовное наказание ). Такая замена требует принятия или, по крайней мере, знакомства с этими ценностями, т. е. с идеальным стандартом, в соответствии с которым избыточные сексуальность и агрессия объявляются антисоциальными. Сублимация способствует социализации благодаря накоплению социально приемлемого опыта. Поэтому этот механизм защиты развивается у детей достаточно поздно. Таким образом, сублимация осуществляет защиту путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом - творчество. Сублимация - это способ уклонения на иной путь разрядки напряженности. Она является наиболее адаптивной формой защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату. Тогда чувство освобождения мыслей, просветление занимают место сексуального удовлетворения. Успех сублимации зависит от степени, до которой новое поведение отвечает цели первоначального поведения. При акцентуации сублимация может обнаруживаться ритуальными и другими навязчивыми действиями.

11. Катарсис - защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора. Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя, глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в своей значимости (из Савла в Павла, метаморфоза, изменение и формы и содержания, полное перерождение). Изменения в структуре ценностей могут происходить только в процессе мощного эмоционального напряжения, накала страстей. Система ценностей человека весьма инерционна, и она сопротивляется изменениям до тех пор, пока не возникнут раздражения столь мощные или столь не соответствующие всей наличной системе норм и идеалов человека, что они сломают защитный барьер всех других форм психологической защиты. Следует особо подчеркнуть, что катарсис несет с собой очистительный эффект. Катарсис - это и средство защиты личности от необузданных импульсов (своего рода клапан, спасающий от примитивных инстинктов), и способ создания нового направления в устремленности в будущее.

Nota Bene
  • Эти все защиты были взломаны во время перестройки
  • Недостатки не искоренить. Совершенствуйте достоинства не забывайте о недостатках.
  • Покаяние это глубинный процесс. К политическому покаянию никакого отношения не имеющий. Политическое покаяние - это оружие взлома псих. защит.
  • Ошибка интеллигенции, что она много болтает. В отличии от тех кто в бурю идёт и просто привязывает лодки.
  • Формула русской матрицы это спасение: инобытие в бытии, свет невечерний (трансцендентное имманентное)
  • Было пробито защитное поле матрицы, её внешняя среда, ядро задето, но не уничтожено.
  • С миром, в котором нет трансцендентного можно делать всё что хочешь (запад: чистилище, затем реформация).
  • Суть собора - это единство живых и мертвых.
  • Русский язык не имеет строгой логики (планирование хуже, но на неожиданные ситуации реакция лучше: Старался, старался, но не судьба).
  • Замена идеала не есть предательство
  • PC Игры разбивают нравственность и мораль, т. к. если где-то можно то и в реальности тоже. (В США пришли к другому выводу под давлением олигархии)
  • Нечистая сила сулит, но всегда обманывает
  • 20 лет советский человек пахал по инерции
  • Воспитывать честным? А что он таким будет делать?
  • Человек определяет себя через то, что понятно другому
  • Противоречия рождают новое.
  • Актуализация альтернатива манипуляции
  • Юмор снижает значимость, обесценивает (смотря какой)
  • Самооценка от внешнего, переходит во внутреннее.
  • Стресс происходит не от психического воздействия, а от отношения к нему.
  • Главная тенденция в современной психологии - манипуляция
  • Вера - мост между тем, что имеем и чего хотим.
  • Чем больше формируешь себя - тем становишься сильнее.
  • В США без цифр нет науки.


Основные работы

Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - СПб.: Свет, 1997. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - СПб.: Свет, 2000. - СПб.: Речь, 2003. - СПб.: Речь, 2007

Психология веры. - СПб.: Речь, 2004

Психология в примерах. - СПб.: Речь, 2002. - СПб.: Речь, 2007

Творчество и конфликт в зеркале психологии. - СПб.: Речь, 2006

Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2007

Автор: Рада Михайловна Грановская (на фото) доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (факультет повышения квалификации), академик Международной балтийской педагогической академии. Окончила Ленинградский электротехнический институт и Ленинградский государственный университет (кафедра физиологии). В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию в Московском государственном университете (факультет психологии) и в 1972 г. - докторскую диссертацию в ЛГУ. Основные публикации: «Восприятие и модели памяти» (1974), «Восприятие и признаки формы» (1981), «Элементы практической психологии» (1984, 1988, 1997, 2003), «Perception of form and form of perception» (NY., London, 1987), «Психология в примерах» (СПб.: Речь, 2002), «Психология веры» (СПб.: Речь, 2004). В соавторстве: «Узнавание и запоминание фигур» (1974), «Интуиция и искусственный интеллект» (1991), «Творчество и преодоление стереотипов» (1995), «Защита личности - психологические аспекты» (1999), «Психологическая защита у детей» (СПб.: Речь, 2006)

социология, аналитика, Рада Грановская, психика, самосознание, Гнаровская Рада Михайловна, психология, самоопределение, философия, созерцание, мышление

Previous post Next post
Up