о гениальности

Oct 20, 2007 14:52

 Недавно случилось у меня с любимой сестрой довольно длительное обсуждение того, что есть гениальность, перетекшее в бурный спор. Надо сказать, каждый из нас остался при своем мнении. Для меня есть три ступени - способности, талант и гениальность. Способный человек - тот, который при определенных усилиях с своей стороны и длительном обучении достигает успеха в каком-то своем начинании. Талантливому человеку усилий нужно гораздо меньше и академического образования он может и не иметь. Как способности, так и талант можно угробить, пропить, прогулять и т.д. Гениальность же, на мой взгляд - вещь непреходящая. Если талантом своим человек может не пользоваться, то гениальность вынуждает его заниматься тем делом, для которого он был рожден. Ярчайший пример - Ван Гог, не имеющий ни законченного образования, ни денег, ни даже желания временами для занятий живописью. Сколько раз он ломал кисти, рвал холсты, зарекался писать, считая, что ничего не выходит. Но бросить - не мог. Кроме того, гениальный человек должен обязательно совершить прорыв в чем-то, открыть нечто потомкам. 
Почему-то в моем представлении гениев не может быть много, они избранные, их единицы. Поэтому и случился у нас с сестрой спор о гениальности в творчестве, особенно в музыке. Как определить, гениально ли произведение, если восприятие его всегда субъективно? В чем должен быть прорыв в музыкальных произведениях, если средства музыкальной выразительности, по сравнению с тем же изобразительным искусством, куда более ограничены? У меня очень много любимых исполнителей, делающих красивую, интересную музыку. Что же, их всех гениями считать?
Спор наш завершения не имел до вчерашнего дня, когда мы посетили совместный концерт групп Калинов Мост и Мельница. Надо сказать, раньше к этим группам я относилась совершенно равноправно - по разному, но без предпочтения. А здесь поняла, что Дмитрий Ревякин из КМ - гений. Почему? Потому что первый раз в жизни на концерте у меня слезы текли по щекам. Музыка Калинова Моста проникла так глубоко внутрь меня, что ощущалась совершенно не разумом, не эстетическим, так сказать, чутьем, а чем-то куда более глубинным. И не было даже интереса, как обычно, ожидания - какая же песня будет следующей... Ты просто слушаешь - и нет больше ничего в этом мире, кроме музыки...
Так разрушилась моя теория о гениальности. Я не могу говорить о прорыве КМ в области музыки, о каких-либо экспериментах. Кроме того, общественное мнение было куда больше на стороне Мельницы, то есть всеобщего признания здесь тоже нет. А вот ОЩУЩЕНИЕ гениальности - есть.

Так что же такое гениальность?..
Previous post Next post
Up