Научный сотрудник Национальной галереи в Будапеште Гергей Барки вместе с дочкой смотрел современную сказку «Стюарт Литтл», которая была снята еще в 1999-м. Он как раз работал над книгой о творчестве венгерского художника-модерниста Роберта Берени и вдруг увидел в кадре его картину, о существовании которой знал только по выцветшей черно-белой фотографии, - «Спящую женщину с черной вазой». Картина появилась в кадре несколько раз - ученый был уверен, что открытие ему не почудилось. Однако хэппи-энд искусствоведческой сказки наступил нескоро.
Картина украшала стену над камином в доме почтенного семейства, воспитывавшего сына и мышонка (в фильме соединены игра актеров и мультипликация). В антикварном магазине Пасадены (Калифорния) всего за 500 долларов специально для съемок ее купила Лиза С, работавшая помощницей художника-постановщика на фильме - она искала элегантную интерьерную вещицу и нашла. Но искусствовед Барки узнал об этом не сразу.
Сначала ему пришлось засыпать электронными письмами всю съемочную группу. В итоге картина обнаружилась в спальне у Лизы С: полотно так ей понравилось, что после съемок она выкупила его себе, хоть и понятия не имела о его истинной ценности. Барки навестил владелицу, подтвердил атрибуцию, но вынужден был снова расстаться с картиной: Лиза продала полотно частному коллекционеру. И вот теперь «Спящая женщина» Берени наконец прибыла в Венгрию: 13 декабря картину продали на аукционе в Будапеште, стартовая цена - 110 тысяч евро, финальный итог - 229,5 тысяч евро.
Гергей Барки говорит, что даже во время просмотра детского кино не может отвлечься от мыслей о работе: так трудоголизм помог ему совершить открытие.
«Спящая женщина с черной вазой» написана в 1927−28 годах. О ее существовании было известно лишь по старому фото, хранящемуся в венгерской Нацгалерее. Барки и не надеялся увидеть оригинал: во время Второй мировой войны бесследно исчезли многие произведения искусства, а в самом ее конце у художника Берени случилась еще и личная трагедия - сгорели его мастерская и почти все находившиеся в ней работы. И когда новость о находке и прибытии картины на родину облетела все новостные агентства, у ценителей искусства появился отличный повод поближе познакомиться с творчеством Роберта Берени.
Роберт Берени (Róbert Berény, 1887 - 1953) входил в группу венгерских художников-модернистов «Восемь»: не путать с другой «Восьмеркой» - группой американских модернистов. Он симпатизировал Сезанну и Матиссу, пробовал себя в кубизме, фовизме, экспрессионизме. После войны преподавал в Венгерском университете изящных искусств. Писал пейзажи, натюрморты, а в конце двадцатых создал целую серию картин с прекрасными бездельничающими женщинами - сидящими, лежащими, читающими. Одной из них и была дама с вазой, снявшаяся в итоге в кино.