До определённого момента эта картина оставалась загадкой для искусствоведов, потому что никто не знал, кто изображён на ней. Более того, девушка на полотне не очень похожа на монахиню. Пролить свет на историю картины помогли мемуары племянницы жены Репина Людмилы Алексеевной Шевцовой-Споре.
Выяснилось, что моделью для этой картины стала Софья Алексеевна Шевцова. Она была дочерью известного тогда питерского архитектора Алексея Ивановича Шевцова. С семейством Шевцовых Илья Ефимович познакомился, когда учился в Академии художеств. Из воспоминаний Шевцовой-Споре:
Когда девятнадцатилетний Репин впервые появился в стенах Академии художеств, с ним очутился там же мой дядя, Александр Шевцов - сын петербургского архитектора Алексея Ивановича Шевцова, выученика той же Академии. Молодые люди познакомились, и Репин стал бывать у нас. Он познакомился со всеми детьми архитектора: Софьей (в дальнейшем - жена брата художника, Василия), Алексеем (мой отец) и Верой, своей будущей женой.
Надо сказать, что молодой, даже ещё юный, будущий великий художник был человек несколько ветреный и очень влюбчивый. Поначалу он искал внимания сразу двух девушек - Веры и Софьи. И всё же окружение полагало, что женится он на старшей, то есть на Софье, которой был якобы больше увлечён. Но в 1872 году художник женился на младшей, 16-летней Верочке, а его брат - на Софье. Разница в возрасте у Ильи Ефимовича и Веры Алексеевны была 10 лет. Кстати, самый первый портрет в доме Шевцовых получила именно Верочка, ей тогда было всего 9 лет.
Вернёмся к портрету "Монахиня". Однажды исследователи совершенно случайно заметили сходство между этой картиной и портретом Софьи Алексеевны Шевцовой.
Лица на обоих портретах действительно очень похожи. Это одна и та же девушка. Но как Софья превратилась в монахиню, если таковой никогда не была?
Время обратиться к мемуаром Людмилы Алексеевны. Однажды Софья Алексеевна позировала Репину для портрета. Она была в красивом бальном платье, на голове причёска. Но во время работы что-то пошло не так. Художник и модель не на шутку поругались. Репин, как бы сейчас сказали, "психанул" и облачил девушку в одежды монахини. Эта информация подтвердилась, когда сделали рентгенограмму. Под черными одеждами таится белое платье в кружева, модная причёска и веер в руках.
Интересно, что через 10 лет Репин написал портрет уже настоящей монахини, и вот она уже действительно похожа на церковнослужащую. Посмотрите сами и сравните. Взгляд играет очень большую роль! А также немного опущенная голова, поза и спрятанные руки.
В этот раз живописцу даже не нужно было в целях убеждения добавлять чётки, как на портрете Софьи Алексеевны, чтобы доказать зрителю, что это действительно монахиня. Зритель и так в этом убеждён.