Утро в сосновом лесу» - одна из самых известных картин русского живописца Ивана Ивановича Шишкина. При жизни самого Шишкина полотно, которое было куплено известным собирателем Павлом Михайловичем Третьяковым, в каталоге значилось как «Медвежье семейство в лесу». Работу над картиной Шишкин завершил в 1889 году, ее размер 139х213 см.
Сама идея написания картины появилась у Ивана Шишкина во время посещения озера Селигер. На острове Городомля художник увидел замечательный лес, почти не тронутый человеком. Пейзажиста он поразил своей первозданной красотой. Первоначально Иван Иванович планировал запечатлеть на холсте только сам лес, без медведей.
На следующий день Шишкин снова вернулся в этот лес, но местность его уже не впечатлила так, как накануне. Долго стоял художник в задумчивости, размышляя о том, чего же здесь не хватает. И понял, не хватает жизни. Куда лучше бы выглядела картина, если изобразить на ней животных. Например, медведей.
С медведями возникли проблемы. Пейзажистом Шишкин был, конечно, непревзойденным, но вот в изображении животных был не столь силен. Иван Иванович обратился за помощью к своему другу, Константину Аполлоновичу Савицкому. Именно благодаря Савицкому на холсте появилась медведица с тремя медвежатами.
Шишкин высоко оценил вклад соавтора в создание картины, поэтому, на полотне появились сразу две подписи - Шишкина и Савицкого. Константин Аполлонович получил даже часть гонорара, о чем сообщил в одном из своих писем: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю». Получается, что гонорар Савицкого составил 1 000 рублей. Сумма для второй половины девятнадцатого века совсем не маленькая.
Ходили еще и слухи о том, что над картиной поработал и Виктор Михайлович Васнецов. Но, никаких серьезных подтверждений этой версии нет. Шишкин и Васнецов были знакомы между собой, оба были членами Товарищества передвижников. Но эти два живописца принадлежат к разным школам, стиль Васнецова совершенно не похож на стиль Шишкина.
«Утро в сосновом лесу» заинтересовало Павла Михайловича Третьякова, который приобрел картину для своей галереи. Сумма сделки, как уже было сказано, составила 4 000 рублей. Но, Третьякову не понравилось то, что на картине были подписи сразу двух авторов. По воспоминаниям смотрителя галереи, Павел Михайлович приказал принести скипидар и лично стер фамилию Савицкого. Так на полотне остался только автограф Ивана Ивановича Шишкина.
Как отреагировал на это сам Савицкий? По этому поводу нет единого мнения. Одни искусствоведы утверждают, что он сильно обиделся на Третьякова, другие уверяют, что Савицкий отнесся к этому спокойно. Но дружеские отношения между самими живописцами сохранились.
Картина «Утро в сосновом лесу», безусловно, является одной из самых популярных в нашей стране. Ее видели даже те, кто никогда на посещал Третьяковскую галерею, где эта картина хранится и в наши дни. Изображение соснового леса и медвежат можно увидеть на многочисленных репродукциях, календарях, поздравительных открытках и даже на конфетных фантиках. Почему-то в народе закрепилось еще одно название картины - «Три медведя». Хотя, животных на полотне не три, а четыре.
Впервые на конфетных обертках «мишки» появились еще в XIX веке, через несколько лет после завершения работы над картиной «Утро в сосновом лесу». Еще в 1867 году в Москве кондитер Теодор Фердинанд фон Эйнем и его компаньон финансист Юлиус Гейс открыли фабрику по производству конфет. Обертки были красочными. Очень популярны в то время были такие серии, как «Клады земли и моря», «Типы народов земного шара», «Средства передвижения», «Русские художники и их картины».
Наружную строну обертки украшало изображение, а внутри помещали текст с описанием. В конце девяностых годов девятнадцатого века Юлиус Гейтс смог получить разрешение от Третьякова на размещение репродукции картины на этикетках своих конфет.
После революции кондитерская фабрика была национализирована и получила новое звучное название - «Красный Октябрь». Выпуск популярных конфет продолжался, они назывались теперь «Мишка косолапый». Стоимость была высокой - 4 рубля за килограмм. Недаром, фантик был украшен слоганом, автором которого являлся Владимир Маяковский: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку».
В 1958 году, специально для Всемирной выставки в Брюсселе, была изготовлена партия конфет, вес каждой из которых составлял 100 г. Над эскизом фантика работал главный художник фабрики «Красный Октябрь» Леонид Челноков. Конфеты советских кондитеров на выставке были удостоены высшей награды. После этого успеха конфеты «Мишка косолапый» начали выпускаться на многих фабриках Советского Союза. Только в девяностых годах право на использование товарного знака было закреплено за «Красным Октябрем».