«Вся эта масса была вооружена чем попало до зубов, но не имела понятия, как обращаться со своим вооружением, не умела его беречь и не знала, куда, зачем и против чего она идёт. Было одно желание - драться, во что бы то ни стало, а пока - быть обеспеченной в смысле желудочных потребностей»
Павленко А. П. Красные войска под Кыштымом в мае-июне 1918 г. (взгляд генштабиста А. Л. Симонова) // Документ. Архив. История. Современность : сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. Вып. 21.
Выкладываю фрагмент
Военный руководитель А.Л. Симонов начинает изложение материала в отчете в хронологическом порядке, сообщая, что в ночь на 28 мая 1918 г. началась выдвижение красных сил в направлении ст. Аргаяш, занятой чехословаками 27 мая. Первым из Екатеринбурга эшелоном по железной дороге был переброшен 2-й Уральский интернациональный полк (командир Кавский) общей численность около 400 чел. Полк имел несколько пулеметов и немногочисленную команду разведчиков. Личный состав состоял преимущественно из венгров (ок. 300 чел.), остальные - русские (ок. 100 чел.). А.Л. Симонов так характеризовал этот полк: «Мало обученный, без дисциплины, с выборными начальниками, при полном отсутствии бывших офицеров» [ЦДООСО, ф. 41, оп. 2, д. 361, л. 2]. Здесь генштабист противоречит сам себе - командир полка ранее был прапорщиком [Там же, л. 6]. Точных цифр о численности и составе полковых подразделений А.Л. Симонов не привел, сославшись на то, что «совершенно не налаженная отчётная часть в полку сама никогда не знала, чем она располагает» [Там же, л. 2].
Вторую часть красных сил на этом направлении составили рабочие отряды, сформированные в кратчайший срок заводами Кыштымского горного округа из добровольцев. Командиры этих отрядов были выборными. О боевой ценности этого воинства А.Л. Симонов писал с нескрываемым сарказмом: «Вся эта масса была вооружена чем попало до зубов, но не имела понятия, как обращаться со своим вооружением, не умела его беречь и не знала, куда, зачем и против чего она идёт. Было одно желание - драться, во что бы то ни стало, а пока - быть обеспеченной в смысле желудочных потребностей» [Там же, л. 2]. Естественно, что ожидать от ополченцев из только что сформированных отрядов какой-либо боевой выучки и дисциплины было нельзя.
К 1 июня 1918 г. общая численность войск Кыштымского отряда красных возросла и составила 1180 чел. Правда, подготовка личного состава была плохой. 2-й Уральский полк имел 440 строевых бойцов (о качестве сказано выше). Около 100 добровольцев-рабочих были из числа бывших солдат, еще около 100 рабочих прошли краткое военное обучение на своих заводах (5-7 занятий), а половина, примерно 600 чел., были совершенно не обучены военному ремеслу [Там же, л. 2]. Чтобы как-то исправить положение, в тылу были организованы строевые занятия, на которых бывшие солдаты учили рабочих [Там же, л. 3].
Группировка красных войск под Кыштымом быстро увеличивалась. К 2 июня на фронт прибыли части 7-го Уральского полка, два 75 мм орудия и дополнительные силы рабочих с окрестных заводов. Это позволило довести общую численность Кыштымского отряда до 2272 чел, при двух орудиях и 40 пулеметах [Там же, л. 3, 24].
4 июня в состав красных войск на фронте влился Костромской полк (командир Буриченков). Это была самая боеспособная часть Кыштымского отряда. Сам А.Л. Симонов в телеграмме в штаб Уральского военного округа дал полку следующую характеристику: «Прекрасное впечатление оставляет Костромской пехотный полк, обученный, дисциплинированный, с большим количеством бывших офицеров, снабженный всем необходимым. С глубоким сожалением должен засвидетельствовать, что у нас таких частей еще нет» [Там же, л. 33]. В дальнейшем эта часть сыграет важную роль в боевых действиях против чехословаков. Полк был немногочисленным: 340 штыков, 14 бывших офицеров, 4 пулемета [Там же, л. 33, 35]. В этот же день прибыл взвод Екатеринбургского эскадрона. Как кавалерийская часть он оказался не подготовлен, и его решено было использовать для связи. Общая численность конной разведки Кыштымского отряда составила 53 чел., было оборудовано шесть постов конной связи [Там же, л. 7].
Ранее, 3 июня, на фронт прибыл дополнительный взвод артиллерии (два орудия) под командой бывшего офицера [Там же, л. 6]. В ходе боевых действий артиллерия играла и продолжает играть особую роль. В этом отношении Кыштымский отряд красных был слаб: имелось всего 4 орудия, находившихся в плачевном состоянии в руках необученных артиллеристов. 3 июня А.Л. Симонов, сам артиллерист, произвел осмотр двух первых наличных трехдюймовок и сделал неутешительные выводы: «Осмотр артиллерии дал заключение, что, как с лошадьми, так и с материальной частью люди плохо умеют обращаться. Орудия не были выверены, плохо чищены, компрессоры имели мало масла, почему стрельба грозила сразу же разрушением собственных орудий. Взвод, имея новенькие панорамные прицелы, не имел командирского угломера. Хотя это было излишнее, ибо командир взвода б. солдат Шумков, показав слабое представление даже о прямой наводке, откровенно сознался, что не имеет представления о таком инструменте» [Там же, л. 5-6]. Полученные в качестве подкрепления две пушки были в таком же неудовлетворительном состоянии. Прибывший вечером 3 июня бывший штабс-капитан артиллерии В.И. Гробов был назначен начальником артиллерии с заданием - привести, по возможности, в порядок орудия и разведать артиллерийские позиции [Там же, л. 6, 28].
Столь печальное состояние большей части войск под Кыштымом связано с тем, что в это время только шел процесс создания регулярной РККА, боеспособность вновь создаваемых частей оставляла желать много лучшего. На Урале красные свой единственный хорошо сформированный 1-й Уральский полк направили на Оренбургский фронт для борьбы с восставшими казаками. В распоряжении Уральского областного военного комиссариата были только незаконченные формированием части, в том числе вышеупомянутые 2-й и 7-й Уральские стрелковые полки, а также отряды местного значения, сформированные, как правило, из рабочих какой-либо фабрики [Гражданская война, с. 78, 81-82]. Состояние этих полков и отрядов прекрасно показано в отчете А.Л. Симонова.
ЦДООСО - Центр документации общественных организаций Свердловской области (бывший партийный архив).
Полный текст статьи можно взять здесь
https://elar.urfu.ru/handle/10995/104245 Прилагаю современную карту для понимания географии тех мест, где происходили описанные события (Екатеринбург, Челябинск, Кыштым, Аргаяш и др.)