О керамике, которую делают в "Подлесной экспериментальной художественной школе" я уже рассказывала. Но есть там еще и мастера-резчики по дереву и уроки, обучающие этому мастерству. У истоков создания школы резчиков по дереву стоял мастер и педагог Николай Мастин, ныне заслуженный работник культуры РМ.
Работы мастеров не раз экспонировались на зарубежных выставках, тавлинская игрушка побывала в Венгрии, Чехии, США, Эстонии, Финляндии. Многочисленные награды и дипломы говорят сами за себя.
Начинают первоклассники с самого простого со знакомства с техникой безопасности, а затем уже и инструменты в руки. Кстати, многие инструменты учителя и старшие ученики делают сами. Материал приходится готовить заранее. Заготовки из липы нужно сушить под крышей три года, только тогда выйдет качественная скульптура, которая не треснет. Иначе трещина испортит весь труд.
Липа самая мягкая и податливая порода. Поэтому детям работать с ней не трудно.
Первая игрушка, которую учатся делать,- лошадка с пышным хвостом из лыка. Лошадь в Мордовии, культовое животное, об этом мы узнали в этнографическом музее, но рассказ будет отдельный.
Затем пробуют делать солонки, простые музыкальные инструменты. А вот изготовление сложных музыкальных инструментов - это удел мастеров, за плечами которого не один год творчества. Результатом многолетних изысканий Александра Гаушева явились реконструкции народных смычковых инструментов «кайга», «гарьзе», создал Мастер и уникальную скрипку.
Взяв за основу приемы изготовления народной резной игрушки мастера-резчики создали самобытный «тавлинский» стиль художественной обработки дерева. Для этой резьбы характерно создание объемных композиций и движущихся игрушек из неокрашенного дерева. В своем рассказе я использовала фотографии сделанные в Школьном музее, а сейчас в Саранском музее проходит выставка очень интересная. О ней и будет мой следующий рассказ…