"Почему убрали ковёр с парадной лестницы? - вопрошал Филипп Филиппович Преображенский в фильме "Собачье сердце" - М? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд дома на Пречистенке нужно забить досками, а ходить кругом, вокруг, через чёрный вход?..."
... Ковер в советском ковровом искусстве - каков он, зачем, для чего нужен...-столько интересных вопросов и ответы на них не менее интересны. Как "преображались" ковры после Октябрьской революции, какие узоры и символы ткали на них мастера.
Большая часть ковров на выставке "КОВЁР ИСТОРИЙ. СЮЖЕТЫ СОВЕТСКОГО КОВРОВОГО ИСКУССТВА" в ДПИ создана в 1930-1980-е годы в традиционных центрах ковроткачества России, Кавказа и Средней Азии. Семь музейных залов советского коврового искусства, 120 экспонатов -60 ковров советского периода - ковры подарки, ковры карты, детские ковры -всего не перечислить.
Выставка настолько многоранна и интересна, что рассказывать о ней я буду постепенно... А для начала, предлагаю послушать небольшой фрагмент экскурсии по выставке Руководителя проекта Андрея Шаповалова...
Или вот знаменитый туркменский ковер «Конный пробег» (1937 г.), посвященный переходу туркменских лошадей по маршруту Ашхабад - Москва. Сюжет -рассказ о переходе 30 туркменских джигитов-всадников на конях ахалтекинской и йомудской породы
из Ашхабада в Москву через Каракумы, для того чтоб доказать что эти породы самые выносливые в мире. Поход продолжался 84 дня. За это время туркменские кони прошли через Каракумы, Усть-Урт, Поволжские степи и дошли до Москвы. Ковёр, под названием «Конный пробег» был соткан в 1937 году на ашхабадской ковровой фабрике и был посвящён именно событиям, того самого легендарного конного пробега. Ковер выставлялся на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Размер ковра 331 х 202 см, общая площадь 6,72 кв. м. Центральное поле обрамлено рамой из 17 орнаментальных каем, различных по ширине и узору. Для большей прочности, основа и уток выполнены не из шерсти, а из хлопчатобумажной пряжи. На 1 квадратный дециметр приходится до пяти тысяч узлов - это показатель очень высокой плотности, длина ворса не более 2,5 мм. Ковер многокрасочен, в нем насчитывается около полусотни различных цветов и их оттенков.
Видно, что мастерицы стремились передать различные масти, индивидуальные отметины на голове и ногах и даже особенности экстерьера....
И это всего два экспаната выставки...
Продолжение следует...