страна: Великобритания
слоган «A Heart-Stirring Drama of Peace-Time London!»
режиссер: Тим Уилан
сценарий Бартлетт Кормак, Клеменс Дэйн, Чарльз Лотон, Бартлетт Кормак, Эрих Поммер, Тим Уилан.
В главных ролях: Чарльз Лотон, Вивьен Ли
"Отгремела первая мировая война, и на тротуарах Лондона, сменяя друг друга, вновь выступают уличные артисты. Их заработок невелик, а конкуренция столь высока, что они еле-еле сводят концы с концами. Бездомная девушка Либерти, умеет хорошо танцевать. Однажды она крадет серебряный портсигар у прохожего, но это замечает руководитель уличной труппы Чарльз Стэджерс.
Он уговаривает девушку вернуть украденный портсигар владельцу. Чарли берет Либби под свое крыло, и они организуют уличный квартет. Но вскоре нашей красавице придется сделать нелегкий выбор после встречи с Харли Прентиссом, оказавшимся владельцем портсигара. Он забирает Либерти с уличных подмостков и быстро делает из нее звезду первой величины."
Решил написать об этом фильме, почти неизвестном в России. И дело тут не только в том, что в этом фильме можно увидеть редкий актерский дуэт - красавицы Вивьен Ли и полного комичного Чарльза Лотона, который очень достоверен и драматичен в роли уличного артиста - вечного неудачника. Переулок Святого Мартина» это по-настоящему трогательная картина, похожая на сюжет известной в то время пьесы Бернанда Шоу "Пигмалион", Несмотря на то, что фильм очень легкий - это смесь мелодрамы, комедии и драмы, и многим покажется даже наивным, трагического в нем значительно больше, чем в сюжете Шоу. У Шоу это комедийный рассказ о том как цветочница из низов превращается усилиями профессора фонетики в настоящую леди. Профессор сам немного влюбляется в предмет своего творения. Здесь сюжет более правдоподобен. Красивая воровка Либерти находит приют у бродячего артиста Чарльза Стэджерса, который преподает ей азы актерского мастерства, но когда ей предлагают уйти в профессиональный шоу-бизнес, она уходит, бросая и самого героя Чарльза Лотона и его труппу.
Чарльз Лотон это олицетворение той Старой Доброй Англии, которой вскоре предстоит исчезнуть, сначала начнется 2 мировая война, а затем Британская империя перестала существовать. Совершенно не случайно, что герой Лотона имеет дворянских предков, а его старый дом - готовые декорации для съемок фильмов об Англии конца 19 века. Он живое олицетворение старого Лондона, который уходит в прошлое. Не случайно и то, что, интерьеры, связанные с преуспевающей героиней Вивьен Ли, сделаны подчеркнуто в американском стиле, как будто были сделаны в Голливуде. Старая Добрая Англия уходит, на смену ей приходит американская культура, которая будет влиять уже на британскую.
И в заключении немного об истории уличных артистов в Лондоне. "Городские улицы были запружены не только торговцами всех мастей, но также певцами, акробатами, глотателями змей, шотландскими музыкантами, игравшими на волынке, художниками, которые за пенни вырезали из черной бумаги профиль заказчика, безрукими каллиграфами и слепыми чтецами. Охочие до зрелищ горожане не только глазели на карликов или бородатых женщин, но и знакомились с достижениями науки. Например, за небольшую плату можно было заглянуть в микроскоп. На выбор предлагались следующие объекты: блохи, сырные клещи, простейшие в капле воды, человеческий волос, поперечный срез трости, которой учителя лупили мальчишек по рукам, и кусочек дубовой коры. Последний экспонат сопровождался патриотической лекцией о красоте английского дуба, которая затмевает узоры на индийских шалях.
Среди городской детворы особой любовью пользовались представления кукольных театров. Их главным героем был мистер Панч, задира и грубиян, любитель приложиться к бутылке, а на досуге поколотить свою женушку Джуди. Английский кукольный театр берет начало в Италии XIV века, когда Панч был одним из персонажей Коммедиа дел Арте и звался Пульчинелла. Во Франции он сменил имя на Полишенеля, а в XVII веке добрался до берегов Британии и обрел английское имя. Его сварливую жену поначалу звали «Джоанна», но в XIX веке она стала известна как Джуди. Деревянные куклы были грубо размалеваны и одеты в яркое тряпье - разноцветный колпак у Панча, в придачу к крючковатому носу и внушительному брюшку, старомодный чепец у его жены. Помимо счастливой четы, в кукольном театре встречались и другие персонажи - констебль, бидль, доктор, клоун, палач, призрак, появлялся и сам дьявол. Перед ширмой, над которой проходило представление, сажали пса Тоби в шляпе и гофрированном воротнике.
Кто мог, играл на музыкальных инструментах - барабанах, скрипках, банджо, тарелках и, конечно же, шарманке. В 1860-х годах на лондонских улицах насчитывалось около тысячи шарманщиков! Вокруг шарманщика прыгали и пританцовывали его клиенты, уличные мальчишки. Им нравились простенькие мелодии, ужимки обезьян, верных спутниц шарманщиков, и особенно то, что им самим разрешалось покрутить ручку инструмента. Относились к шарманщикам по-разному - кто сочувственно, а кто с раздражением. Шарманки кряхтели, визжали и тарахтели так, что извлекаемые из них звуки вряд ли назовешь бальзамом для ушей. Кроме того, в шарманщики подавались иностранцы, французы, немцы и итальянцы, что тоже не украшало их в глазах викторианцев - политкорректность была им несвойственна. Зато шотландцы охотно бросали пенни своим землякам, игравшим на волынке. Как признавался один парнишка-музыкант, герцог Аргайл даже распорядился, чтобы его всегда угощали обедом во дворце." (Екатерина Коути Недобрая старая Англия)