Подделки предметов искусства в дореволюционной России.

Feb 21, 2014 21:20



Подделки предметов искусства было процветающим делом в дореволюционном России. Процветающим, так как принципы реставрационных работ тогда только зарождались, а сами будущие реставраторы были тогда вольными или невольными изготовителями фальшивок.


Как известно реставрационную советскую науку создавал Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). Он же поставил во главе всей практической реставрации СССР самого знаменитого «поддельщика» древнерусских икон Григория Осиповича Чирикова (1882-1936). Первыми собирать иконы в дореволюционной России начали со второй половины XIX века богатые старообрядцы и купцы. Они приобретали иконы, написанные до церковных реформ патриарха Никона, то есть до середины XVII века. Иконы отбирались по внешним признакам древности (живопись под слоем черной олифы, двуперстное перстосложение и др.). Разыскивали и реставрировали для коллекционеров иконы реставраторы, большинство которых были потомственными иконописцами. Стоимость икон доходила до нескольких тысяч рублей. Одной из таких мастерских и владел Григорий Чириков. О методах такой «реставрации» писалось следующее: « Так искусно могли мастера писать по древним образцам, что часто специалисты становились в тупик в определении возраста только что написанной иконы. А с какой тонкостью реставрировались древние иконы: подписывалось к небольшим уцелевшим от времени пятнам более половины изображения, и икона ставилась часто в музей как древняя целиком сохранившаяся. А если было нужно подделать икону, подменить новую под старую, тогда ее спиливали толщиною в 3 мм., накладывали новый грунт и писали копию, эту копию отдавали заказчику за его икону, а спиленную наклеивали на другую доску, реставрировали и продавали за очень хорошую цену. Если икона не подделывалась, а просто, как выражались мастера, "писалась под старинку", тогда писали ее на холсте. Накладывали грунт, писали в темных красках под старое новгородское письмо, потом мяли этот холст так, что грунтовка вся трескалась, местами чуть не отваливалась. Тогда этот холст наклеивали на доску и чернили, покрывали копотью и грязной олифой. Икона выходила настолько старая, что сам мастер не узнавал своей работы...» Как видим никаких принципов реставрации тогда не соблюдалось, и отличить подделку от подлинной, обновленной иконы технической возможности тогда не было. Сами реставраторы и были изготовителями подделок в одном лице.

О самом Игоре Грабаре до революции ходила легенда, что, взяв картину у известного коллекционера миллионера Рябушинского, он вернул ему копию.

Древние книги и рукописи также были объектом подделок. Появление многочисленных подделок наблюдается после окончания войны 1812 года. В Москве и Петербурге возникает целая отрасль по изготовлению старой книги; искусно подделывается ее шрифт, иллюстрации, переплет, а сама книга подвергается процессу "искусственного старения".

Самой известной коллекцией подделок и «порченных» книг была коллекция А.И.Сулакадзева (Сулакадзе), состоявшая из 290 древних рукописей и книг XVI-XIX веков на разных языках, большинство из которых являлось подделками и никогда не существовало. После смерти Сулакадзева, в 1830 году эта библиотека, введшая в заблуждение немало ученых, бесследно исчезла, в том числе и самые древние ее рукописи "Боянова песнь Славену" (I-II века) и "Перуна и Белеса вещания в Киевских капищах" (приблизительно V-VI века). К этой же коллекции некоторые исследователи относят и «Велесову книгу», так как по описи в ней имелась книга на дощечках.


Активно подделывали и древние украшения. В 1896 году Лувр купил великолепную тиару царя Сайтаферна за 200 тысяч франков, огромную сумму по тому времени (50 000 рублей). Это драгоценное золотое украшение античного периода было якобы найдено во время раскопок древнегреческих городов Причерноморья. Директор Лувра Кемпфен, руководитель отдела античного искусства де Вильфос и ряд крупнейших ученых Франции: Рейнак, Мишон, Бенуа, Молинье безоговорочно признали тиару подлинной. Лишь спустя несколько лет специалисты заподозрили неладное, когда поняли, что батальные сцены, вычеканенные на барельефах тиары, не соответствуют историческому времени. Было начато следствие и выяснилось, что тиару сделал одесский ювелир Рухомовский по заказу торговцев антиквариатом Гохманов. Он приехал в Париж и привез рисунки и формы тиары, для доказательства собственной работы. К ответственности он не был привлечён, так как не продавал эту тиару в Лувр и, более того, его наградили золотой медалью «Салона декоративных искусств».

история, фальсификация

Previous post Next post
Up