Святитель Николай Сербский Слово о Законе, части 13 и 14

Oct 14, 2014 16:15


Нравственный закон - вот единственный закон, согласно которому Господь Бог, Создатель и Вседержитель, управляет вселенной, природными стихиями и судьбами людей и народов.

=======================================================

XIII
ЗАКОН В ДЕЙСТВИИ

Именно с точки зрения исполнения нравственного закона богодухновенные пророки описывают судьбу народа израильского от начала до конца.

События сменяют друг друга, словно живые картины на полотне, и в каждой из них явственно проступает неумолимое действие нравственного закона.

История этого народа, конечно же, не случайно и не бесцельно «вставлена» в священную Книгу Божию, как считают многие западные богословы и критики, но вполне разумно, по высшему Промыслу, чтобы на примере исторического пути одного народа показать действие нравственного закона, установленного Богом, и преподать урок всем другим народам.

Вот пример.

Кража.

Восьмая заповедь гласит:

не кради.

Когда Иисус Навин завоевал землю Ханаанскую и один из его воинов украл некие вещи, из-за этой кражи вся армия Навина потерпела поражение.

Вот как это было.

Ахан, сын Хармия из колена Иудина, украл в завоеванном городе одежду, а также горсть серебра и слиток золота и всё это закопал в землю.

Вскоре послал Навин три тысячи воинов захватить небольшой городок Гай.

Хотя в городе было мало вооруженных защитников, им удалось отбить нападение израильтян, изгнать их, настичь и разбить наголову.

Не малые отряды разбили превосходящую численностью армию израильтян, но этот грех.

Так Господь объяснил Навину, сказав:

Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им;

и взяли из заклятого, и украли, и утаили

(Нав 7. 11).

По всем естественным законам и по военным расчетам трех тысяч израильских воинов было вполне достаточно, чтобы захватить город Гай.

Но в связи с тем, что никаких естественных законов не существует, ясно, что нарушение именно нравственного закона, единственного существующего закона, и привело в результате к проигранной битве и гибели сильной армии.

Другой пример.

Идолопоклонство.

После смерти Иисуса Навина на смену старым пришли новые поколения, не вспоминавшие о милости Божией.

Сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам (то есть поклоняться ложным языческим божествам);

оставили Господа Бога отцов своих (Суд 2. 11-12).

Из-за этого Господь Бог предал их в руки врагов, окружавших их, которые стали притеснять и угнетать их.

И это случалось не один раз.

В течение всего длительного периода власти Судей над израильтянами непрестанно и неизменно повторялись три главных события:

отпадение израильтян от Бога, наказание Божие в виде рабства чужеземного и покаяние народа с взыванием к Богу об избавлении, и снова:

отпадение, наказание и вопли раскаяния, и снова, и снова.

Человек поистине поражается Божию терпению и милости и удивляется лукавству и изменчивости души народа израильского.

Стоило только Богу вызволить этот народ из беды и даровать ему свободу, как израильтяне тотчас начинали пятнать свободу отпадением от Бога истинного и поклонением идолам - Ваалу и Астарте, фантастическим божествам из окрестностей Тира и Сидона, в землях Моавитских и Филистимских.

А за этим непременно следовало рабство.

Но как только народ начинал страдать, он с воплями взывал к Богу истинному с мольбами о помощи.

Стоило раскаявшимся израильтянам обратиться к Богу, как Бог избирал Своим орудием некоего человека и посредством его прогонял врагов и освобождал земли Своего народа.

Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их (Суд 2. 18).

Еще пример.

Прелюбодеяние.

Предпоследним судьей в Израиле был старец по имени Илий.

Его нечестивые сыновья Офни и Финеес сотворили прелюбодеяние с женщинами, которые приходили в храм Ковчега Завета, чтобы помолиться и принести жертву.

Своими развратными действиями эти греховодники отвращали избранный народ Божий от святого храма.

И тогда появился прозорливый отрок Самуил, изобличивший грешных сыновей перед их отцом и пророчески сказавший:

Вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом:

оба они умрут в один день (1 Цар 2. 34).

И вскоре так и случилось.

Кроме того, Илию было предсказано, что он со всеми его потомками будет посрамлен Господом.

Не будет старца в доме твоем… но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах

(1 Цар 2. 31, 33).

Затем Господь открыл через отрока Самуила, последующего судию, Свое намерение наказать сынов Илии, да и самого Илию, знавшего о неподобающем поведении сынов своих, но не воспрепятствовавшего им.

Вскоре свершилась кара по слову Господню:

филистимляне напали на Израиль, захватили Ковчег Завета, Офни и Финеес погибли.

Услышав скорбную весть, что оба сына умерли и Ковчег Божий захвачен врагами, старец Илий упал, сломал себе хребет и умер (1 Цар 4. 18).

...

нравственный Закон Божий, нет природных законов, Бог

Previous post Next post
Up