Духовная жизнь определяется верностью Церковному Преданию

Dec 03, 2011 01:55


О разгоревшемся споре по поводу многих или единой Чаши на Евхаристии, можно говорить много, по существу, или как сейчас повелось в последнее время - разразиться простой логикой, оправдываясь современными церковными авторитетами в сане и без, типа Осипова, Кураева и т.д.
Но более всего поражает в этой дискуссии то, что начавший её, так легко попирает Церковное Предание, засвидетельствованное таким сонмом святых Отцов и Мучеников последних веков, пользовавшихся данной практикой и через неё спасшиеся. Даже в лютые времена регламентации церковных служб не было такого вопиющего упрощения, какое предлагается современной Церкви.


"Каким бы маленьким, бедным ни был церковный приход, он должен жить духовной жизнью, он должен быть богат духовными ценностями.

И для жизни каждого прихода эти ценности заключаются в духовной жизни прихожан, в духовной жизни каждого из нас. А духовная жизнь каждого православного христианина определяется верностью Церковному Преданию." (**)

В богослужении Недели Православия наша вера определяется как вера апостольская, вера отеческая, вера православная. А святитель Афанасий Александрийский говорит о «первоначальном Предании» и о «вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы, сохранили Отцы». Таким образом, святоотеческое наследие мыслится как прямое продолжение учения Христа и апостолов и писания Отцов представляются неотъемлемой частью православного Предания.



Даём слово инициатору спора:
"Господь судил мне получить богословское образование не только на родине, но и за ее пределами - в Великобритании, где моим учителем был епископ Диоклийский Каллист. Память о сотрудничестве с ним для меня особенно драгоценна. Годы пребывания в инославной среде, когда необходимо было отстаивать святоотеческое Предание перед лицом расцерковленного христианства, стремительно утрачивающего основополагающие догматические и нравственные ориентиры, только укрепили во мне любовь к православной вере, заставили еще острее почувствовать величие Православия, его созидательную и исцеляющую силу." (*)

По мнению протоиерея Георгия Флоровского, «Церковь сейчас обладает не меньшим авторитетом,

чем в прошедшие столетия, ибо Дух Святой живит ее не меньше, чем в былые времена», потому нельзя ограничивать «век Отцов» каким-либо временем в прошлом. А известный современный богослов епископ Диоклийский Каллист (Уэр) говорит: «Православный христианин должен не просто знать Отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести „святоотеческий ум“. Он должен рассматривать Отцов не только как наследие прошлого, но как живых свидетелей и современников». Епископ Каллист считает, что эпоха Святых Отцов не завершилась в V или VIII веке; святоотеческая эпоха в Православной Церкви продолжается и поныне: «Очень опасно смотреть на Отцов как на законченный корпус писаний, целиком относящихся к прошлому. Разве наш век не может произвести на свет новых Василия или Афанасия? Говорить, что Святых Отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь».


И в конце слово назидания инициатору нынешнего спора, сказанное ему в день епископской хиротонии покойным ныне патриархом:
"Твоя архиерейская хиротония совершена в Храме Христа Спасителя, некогда разрушенном богоборцами, но ныне восстановленном в первозданной красоте и величии. Пусть это служит для тебя напоминанием о крестном пути, которым прошла Русская Церковь в XX веке, о сонме новомучеников и исповедников Российских, предстоящих Престолу Божию и молящихся за нас. Свидетельствуй об их подвиге перед всем миром, в особенности же перед теми, кто, не пережив и малой толики тех испытаний и потрясений, которые выпали на долю нашего народа, ныне возводит хулу на Церковь-мученицу, внося смущение в сердца и умы верующих. Да "заградятся уста говорящих неправду" (Пс. 62, 12) о Церкви, которая прошла через опыт страданий и исповедничества, а сегодня восстает из пепла, возрождается после десятилетий гонений."
Previous post Next post
Up