Jan 24, 2017 20:34
Рассмотрению настроения Dasein`а М. Хайдеггер посвящает целый учебный семестр, в центре которого становится Скука (Langeweile). Для понимания природы скуки М. Хайдеггер предлагает вообразить в уме несколько ситуаций.
Первая ситуация описывает нам человека, который оказался перед необходимостью ожидать несколько часов свой поезд на станции маленького города. За эти часы герой совершает ряд действий, таких как гуляние по малоинтересному городу, многократное изучение неинтересного расписания, открывание-чтение-и-закрывание-книги и т.п. В конце концов, герой признается себе, что ему просто скучно. Эта скука, которую герой понимает и признает, открывает собой опыт чистого времени, его длительности, которая ничем не может быть заполнена.
Второй умственный эксперимент помещает нас в ситуацию, когда герой вместе со своей женой после работы посещает шумную вечеринку у друзей. На протяжении вечера герой выпивает, слушает музыку, курит, общается в милой компании и в целом хорошо проводит время. После он даже говорит жене, что сегодняшний вечер был очень удачным, приятным и оживленным. Но по приходу домой, снимая одежду, героя поглощает чувство, что время было потрачено впустую. Все события насыщенного вечера, дружеской вечеринки, проваливаются в пустоту скуки, время оказывается потраченным ни на что, впустую. Это - второй опыт скуки, более серьезный, так как здесь время уже захватывает и проваливает в бездну те события, которыми оно наполняется.
Третий вид скуки - это тотальная скука, в которой нет героя. В этом состоянии время и скука настолько плотны, что они даже не осознаются таковыми, потому, что больше нет героя, способного осознать, что он скучает. Остается только бесконечная и бессмысленная рутина и обыденный «некто», который её выполняет. Это состояние последней скуки, самой бездны времени-как-длительности.
После этих экспериментов М. Хайдеггер заключает, что настроение Dasein`а в современности - это скука. Dasein скучает, так как в мире нет Бытия. Аутентичное переживание Dasein`а человеком - это пробуждение посреди скуки, в центре падения во время, погружения в длительность.
М Хайдеггер