Неправильное гражданство

Nov 26, 2009 15:40



Вчера один мой друг написал о том, в какие "клещи" визовых режимов попадает человек, если он паче чаяния обладатель" неправильного гражданства". Человек, некто, имярек, априори становится на путь виновности по замыслу бюрократической государственной машины, и единственная его обязанность с этого момента - доказательство своей невиновности. Ни о какой презумпции речи быть не может. Унижения, которым как следствие, подвергся мой друг, слишком хорошо знакомы.

Парадокс и насмешка демократической, либеральной системы заключаются не в чём ином, как в дискриминации по национальному признаку. Иными словами - по паспорту. Однажды в испанском посольстве при очередном кивке на мою принадлежность " к третьей расе", я выкрикнула в порыве офицеру : «если бы в данную минуту перед Вами стоял немец или француз, или швейцарец, вы никогда бы не посмели такого обращения с ним». Офицеру ничего не стоило нажать на кнопку звонка, чтобы явились два охранника и незамедлительно вышвырнули меня на улицу. Без права апелляции. Но этого не произошло. В другой раз в консульстве Словении в Триесте и уже другой офицер - голубоглазый и непроницаемый бросил в качестве своеобразного оправдания мне, женщине, которая ни в чём не была повинна перед ним и прошлым его страны : « вся проблема в том, что у вас русский паспорт».

Я всё понимаю, что советские танки давили людей, а Советская страна силой насаждала террор большевизма. Что Российская Федерация сегодня - государство, которое ни с кем не дружит, но навязывает свою волю. Что дети чиновничьих воров, до краёв набитые деньгами, несут разруху и агрессию в спокойную Европу, чем угрожают стабильности и жизни её граждан. Что, если собственное Отечество ненавидит тебя по рождению, почему кто-то должен тебя принять и обласкать, но. Но, если государство позиционирует себя как либеральное и свободное, отчего вдруг в отдельно взятой его части, проступает совсем иной намёк, а политика перестаёт иметь что-либо общее с гуманностью и человечностью? Не аллюзия ли это на 20 век, запомнившийся как век технического прогресса и измерительной линейки для выявления неполноценных?

Как известно, при любой борьбе за чистоту высоких идеалов, остаются оскорбляющие глаз отходы. С ними необходимо что-то делать, например, спрятать под грудами словесных конструкций о равенстве и достоинстве, чтобы не портили всеобщего праздника. Правда в том, что непременно кто-то в этом случае обязательно пострадает - иначе быть не могло, потому страдает человек, оказавшийся наиболее незащищённым законом и заботой собственной страны.

Здесь мне вспоминается герой набоковской повести «Машенька», эмигрант, который на протяжении всего повествования ждёт разрешения на выезд к родным, а когда, наконец, добивается вожделенного штампа, теряет паспорт. Нет ничего более трагичного, чем отдельно взятая человеческая жизнь какого-нибудь акакия акакиевича и более щемящего, чем одиночество единственного голоса, не утонувшего в общем хоре.

Все мы, по сути, выходцы из гоголевской «Шинели» и набоковской «Машеньки», а потому параллель безвременная, общечеловеческая.

Перефразируя слова Шемякина «сейчас у меня американский паспорт, и я знаю, что, не дай Бог, случись со мной какая передряга, за мной стоит Америка», могу только обратиться к своим друзьям равно, как и себе самой:

за тобой стоишь только ты.




права человека, проза, эссе, размышления

Previous post Next post
Up