(no subject)

Nov 17, 2007 14:23


Читая Ольгу Седакову, всякий раз изумляюсь,  на чём основано мнение в критике, что Седакова  «хороший стилизатор»? Кого? Чего?  - здесь смотрится как падежный вопрос. Очевидно, я не понимаю  самой семантики  выражения "стилизация" - так  для меня существуют собственно стих, за пределами которого ставится точка. Или не существует вовсе. Характерная черта человека - растрачивать много ненужных слов за жизнь, но сказать что-то  важное удаётся  ограниченному числу людей.  В результате образуется некий мутный речевой поток, заслоняющий и засоряющий сознание читателя обилием бесформенного словесного нагромождения, имеющий довольно назойливое свойство толпится около важного, что мешает коснуться его, подойти к нему вплотную, и поэзия как наиболее хрупкая структура, оказывается в данном случае  уязвимой, прежде всего. Поэтому критики, формирующие литературное общественное мнение, должны быть  талантливы и умны, то есть обладать абсолютным врождённым слухом, не меньшим, чем дирижёр в оркестре.

Несомненно, наиболее близкими  мне являются те стихи Седаковой, где главенствует не ямб,  с его солдафонской выправкой, а диссонанс. При моей ярко выраженной  любви к звуковым приблизительностям и ассонансным рифмам, это может быть рваный размер строки или сбивающийся ритм, или неточная рифмовка, или повтор,  что вместе и сообща создаёт прекрасную музыку - стоит закрыть глаза.

Вообще же, как показывает история великих творений, все они не обладали точными формами, будь то живопись, архитектоника или пропорция человеческого тела.

Ниже  мне бы хотелось дать два стихотворения Седаковой, которые относятся к разным периодам творчества. Первое - из цикла «Дикий Шиповник, 1978г., второе и более позднее - «Китайское Путешествие 1986г.» Их объединяет, на мой взгляд, очень редкие на сегодняшний день качества - высота и абсолютная гармония поэтического чутья.

УТРО В САДУ

Это свет или куст? я его отвожу и стою.
Что держу я - как ветер, держу и почти не гляжу на находку мою.

Это просто вода, это ветер, качающий свет.
Это блюдце воды, прочитающей расположенье планет.

Никого со мной нет, этот свет... наконец мы одни.
Пусть возьмут, как они, и пусть пьют и шумят, как они.

Неужели и мы, как все,
                                        как все
расстанемся?

Знающие кое-что
о страсти быстрее конца,
знающие кое-что
                      о мире меньше гроша -
                                              пусть берут, кому нужен, -
знающие, что эта раковина - без жемчужин,
что нет ни единой спички, свечки, плошки,
кроме огня восхищенья,
знающие, откуда приходит
звучанье и свеченье, -
неужели мы расстанемся, как простые невежды?

Не меньше, чем ивы
вырастать у воды,
не меньше, чем воды
следовать за магнитом звезды,
чем пьяный Ли Бо заглядывать
в желтое, как луна, вино
и чем камень опускаться на дно,
любящие быть вместе -

неужели мы расстанемся, как простые cкупцы и грубияны?

Седакова

Previous post Next post
Up